Корзина
2 отзыва
+79218738350
ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ РД 31.1.02-04
Производители
Контакты
ООО "Кранремпроект" - изготовление, монтаж, ремонт, модернизация грузоподъемных кранов
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7921873-83-50
Андрей Владимирович
РоссияСанкт-ПетербургНабережная реки Екатерингофки, д.29/31.
Карта

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ РД 31.1.02-04

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ  РД 31.1.02-04

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ

 

РД 31.1.02-04

 

 

Предисловие

 

1. РАЗРАБОТАН ЗАО «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (ЦНИИМФ)

Зам. генерального директора - канд. техн. наук Ю.М. Иванов

Заведующая отделом стандартизации - И.В. Юрасова

Руководитель и ответственный исполнитель работы - канд. техн. наук В.Б. Резников

 

2. СОГЛАСОВАН

Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России (письмо № 12-07/397 от 29.04.2003 г.),

Ассоциацией морских торговых портов (письмо № А-42 от 24.03.03),

Отраслевым научно-методическим центром охраны труда на морском транспорте (письмо № 27-45 от 21.02.03),

Российским профсоюзом докеров (письмо № 30 от 21.03.03).

 

3. ВВЕДЕН ВЗАМЕН РД 31.44.01-9

1. Общие положения

 

Настоящие «Правила технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских портов» (далее ПТЭ) устанавливают рекомендации по организации содержания перегрузочного оборудования в исправном состоянии, а также по организации безопасного производства погрузочно-разгрузочных работ при применении этого оборудования. ПТЭ разработаны с учетом положений Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, а применительно к грузоподъемным кранам - с учетом требований «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. № 98.

ПТЭ предназначены для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность в морских портах на основании соответствующей лицензии Министерства транспорта Российской Федерации.

Знание ПТЭ требуется всем инженерно-техническим работникам порта, в должностные обязанности которых входит обеспечение исправного состояния подъемно-транспортного оборудования, а также всем работникам порта, в должностные обязанности которых входят организация и руководство безопасным производством погрузочно-разгрузочных работ.

 

2. Нормативные ссылки

 

Обозначения и наименования государственных стандартов, правил и руководящих документов, на которые имеются ссылки в тексте ПТЭ, и номера пунктов ПТЭ, в которых дана ссылка на документ, приведены в приложении 20.

 

3. Определения, обозначения и сокращения

 

3.1. Термины и определения

Используемые в ПТЭ термины, относящиеся к классификации грузоподъемных кранов, наименованию их составных частей, механизмов и параметров, соответствуют терминам и определениям, приведенным в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. № 98.

Определение понятий: подъемно-транспортное оборудование, перегрузочные машины, машины внутрипортовой механизации, технологическая оснастка, грузозахватные органы, грузозахватные приспособления, средства укрупнения, рельсовые крановые пути приведены в подразделе 4.3. Другие термины, используемые в ПТЭ, приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Термины и определения

 

№ п/п

Термин

Определение

1

Эксплуатация

Стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.

Примечание. Эксплуатация изделия включает в себя в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт (ГОСТ 25866)

2

Техническая эксплуатация

Часть эксплуатации, включающая транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт (ГОСТ 25866)

3

Техническое состояние

Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект.

Примечание. Видами технического состояния являются: исправность, работоспособность, неисправность, неработоспособность и т.п. (ГОСТ 19919)

4

Исправное состояние

Состояние объекта, соответствующее всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (ГОСТ 27.002)

5

Работоспособное состояние

Состояние объекта, при котором он способен выполнять свои функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 27.002)

6

Техническое обслуживание

Комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании (ГОСТ 18322)

7

Ремонт

Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделия и восстановлению ресурса изделия или его составных частей (ГОСТ 18322)

8

Текущий ремонт

Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных составных частей (ГОСТ 18322)

9

Капитальный ремонт

Ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Примечание. Значение, близкое к значению величины полного ресурса, указывается в нормативно-технической документации (ГОСТ 18322)

10

Агрегатный ремонт

Обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяют новыми или заранее отремонтированными.

Примечание. Под агрегатом понимаются сборочные единицы, обладающие свойствами полной взаимозаменяемости, независимостью сборки и самостоятельностью выполнения определенных функций в изделиях различного назначения, например электродвигатель, редуктор, насос и т.п. (ГОСТ 18322)

11

Полнокомплектный ремонт

Ремонт крана с истекшим сроком службы, выполняемый на кране, находящемся в рабочем (смонтированном) состоянии, с целью устранения дефектов, выявленных в результате обследования, для восстановления исправности и ресурса, с продлением срока службы до очередного обследования (ПБ 10-382-00)

12

Капитально-восстановительный ремонт

Ремонт крана с истекшим сроком службы, выполняемый после разборки крана с целью устранения дефектов, выявленных в результате обследования и дообследования крана, для восстановления его ресурса (ПБ 10-382-00)

13

Реконструкция

Изменение конструкции крана, вызывающее необходимость внесения изменений в паспорт (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, грузоподъемности, устойчивости, переоборудование кранов и другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок (ПБ 10-382-00)

14

Обследование

Комплекс работ по техническому диагностированию кранов с истекшим сроком службы с целью выдачи заключения о возможности и условиях их дальнейшей эксплуатации до очередного обследования (ПБ 10-382-00)

15

Дообследование

Частичное обследование крана, заключающееся в выявлении дефектов в узлах, недоступных при обследовании крана в рабочем (смонтированном) состоянии и подлежащих диагностированию после ремонта и разборки крана для последующего проведения капитально-восстановительного ремонта (ПБ 10-382-00)

 

3.2. Обозначения и сокращения

В настоящем документе применяются следующие обозначения и сокращения:

ВТИП - временная технологическая инструкция по перегрузке;

ГЗП - грузозахватное приспособление;

ИТР - инженерно-технический работник;

МИТС - местные инструкции по типовым способам и приемам работ;

ПРР - погрузочно-разгрузочные работы;

ПТЭ - настоящий документ;

Правила Госгортехнадзора России по кранам - «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)», утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. № 98;

РТК - рабочая технологическая карта;

СККН - специализированный конвейерный комплекс для навалочных грузов;

ТО - техническое обслуживание;

ТУ - технические условия.

 

4. Основные положения

 

4.1. Промышленная безопасность и государственный надзор за эксплуатацией грузоподъемного оборудования

4.1.1. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» морской порт как предприятие, использующее в своей работе «стационарные грузоподъемные механизмы», является «опасным производственным объектом». Положения этого закона должны быть учтены при разработке документации по эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских портов.

4.1.2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 779 федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, является Госгортехнадзор России, который, наряду с другими обязанностями, осуществляет государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов и ряда других грузоподъемных устройств.

Перечень действующих нормативных документов Госгортехнадзора России по состоянию на 1 января 2003 г. утвержден приказом Госгортехнадзора России от 11 февраля 2003 г. № 22. Извлечение из этого перечня в части документов, относящихся к подъемно-транспортному оборудованию, применяемому в морских портах, приведено в разделе 1 приложения 1.

После опубликования «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)» отдельные порты и другие организации обратились непосредственно в Госгортехнадзор России или через Минтранс России за разъяснениями по ряду пунктов Правил. Учитывая, что разъяснения имеют большое значение для работы всех портов, полученные ответы приведены в разделе 2 приложения 1.

4.1.3. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. № 1291 утверждено «Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации», в соответствии с которым государственный надзор за указанной техникой осуществляют органы гостехнадзора, подчиненные Главной государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Главгостехнадзор России). Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлено, что регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования осуществляет Госавтоинспекция. Регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, поручается органам гостехнадзора. Главгостехнадзор России разработал ряд документов, в числе которых: «Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)», утвержденные Минсельхозпродом России 16.01.1995, «Правила проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)», утвержденные приказом Минсельхозпрода России от 31 мая 1995 г. № 2-21/862, «Инструкция о порядке применения правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», утвержденная приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 г. № 807, и другие документы. Все эти документы не были согласованы с Минтрансом России и не учитывают специфики технического обслуживания и надзора за техническим состоянием перегрузочных машин, а также специфики подготовки и обязанностей докеров-механизаторов в морских портах. Не учитывается также то обстоятельство, что подавляющее большинство автопогрузчиков используется только внутри закрытой территории порта, т.е. являются внутрицеховым транспортом. При этом строительство и ремонт внутрипортовых дорог осуществляет порт за счет собственных средств. Поскольку регистрация машин в органах гостехнадзора влечет за собой оплату ряда не нужных порту услуг, а также транспортный налог, который расходуется на ремонт и строительство дорог, представляется справедливым, чтобы в органах гостехнадзора регистрировались только те машины, которые выезжают за закрытую территорию порта. При этом условия надзора за техническим состоянием всех машин порта, а также подготовка водителей должны осуществляться в соответствии с положениями ПТЭ и требованиями к квалификации докера-механизатора.

Предполагается, что условия регистрации автопогрузчиков в органах гостехнадзора будут согласованы с Минтрансом России и с Главгостехнадзором России или определены на правительственном уровне. До получения извещения Минтранса России о решении вопроса условия регистрации в конкретном порту следует согласовывать с территориальными организациями гостехнадзора и территориальными налоговыми органами.

4.1.4. Государственный надзор за электроустановками перегрузочных машин, кроме плавучих, осуществляет Госэнергонадзор России, основными документами которого являются: «Правила устройства электроустановок (ПУЭ)», утвержденные Минтопэнерго России 6.10.1999;

«Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденные приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6;

«Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок», утвержденные постановлением Минтруда России от 5 января 2001 г. № 3 и приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. № 163.

 

4.2. Промышленная безопасность и задачи ПТЭ

В обеспечении промышленной безопасности важную роль играют ведомственные документы, конкретизирующие и дополняющие требования документов перечисленных выше организаций федерального уровня. Таким ведомственным документом для морских портов, наряду с рядом других руководящих документов Минтранса России, являются ПТЭ.

В ПТЭ отдельно не рассматриваются плавучие краны и плавучие перегружатели. Однако большинство рекомендаций и указаний, относящихся к береговым кранам, могут быть использованы для организации технического обслуживания и местного надзора за техническим состоянием крановой (перегрузочной) части плавучих кранов и плавучих перегружателей.

Задачей ПТЭ является создание в морских портах таких условий технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, а также производства работ с применением этого оборудования, при которых обеспечиваются промышленная безопасность и эффективное использование перегрузочных машин.

Отметим, что в числе задач, которые необходимо решить для обеспечения промышленной безопасности, одну из наиболее сложных представляет своевременное обнаружение трещин в основных элементах металлоконструкций кранов и другого подъемно-транспортного оборудования. В настоящее время по ряду причин трудно предсказать появление трещины на основе осмотра или расчета, но можно свести к минимуму время эксплуатации оборудования после появления трещины, за счет частоты и добросовестности проведения осмотров металлоконструкций. В ПТЭ для всех видов подъемно-транспортного оборудования настоятельно рекомендуются следующие мероприятия:

1) ТО-1 с периодичностью от 1 смены до 1 месяца;

2) ТО-2 с периодичностью от 1 до 3 месяцев;

3) оперативный осмотр - 1 раз в месяц;

4) периодический осмотр - не реже, чем через 3 месяца;

5) техническое освидетельствование:

- по кранам: частичное - 1 раз в год, полное - 1 раз в 3 года;

- по другому оборудованию - 1 раз в год;

6) обследование кранов, отработавших нормативный срок, через 1-3 года в соответствии с Правилами Госгортехнадзора России по кранам;

7) текущий, капитальный и иные виды ремонта, предусмотренные нормативно-технической документацией.

Для портальных кранов - основного технологического оборудования портов - во всех перечисленных мероприятиях предусматривается осмотр металлоконструкций с целью обнаружения трещин и других дефектов на основе разрабатываемых портом карт осмотра крана. Исключение составляет упрощенный ежесменный осмотр, выполняемый докером-механизатором при приемке-сдаче смены, когда осмотр металлоконструкций производится с земли и с площадок на портале и на поворотной части крана.

 

4.3. Подъемно-транспортное оборудование морских портов

С целью учета особенностей эксплуатации применяемого в портах подъемно-транспортного оборудования и особенностей по распределению обязанностей по его содержанию в исправном состоянии различаются следующие виды оборудования:

- перегрузочные машины,

- технологическая оснастка,

- средства укрупнения,

- рельсовые крановые пути,

- бункеры и бункерные установки.

Перегрузочные машины, в свою очередь, подразделяются на:

- грузоподъемные краны и перегружатели всех типов;

- машины внутрипортовой механизации, к которым относятся: автопогрузчики, контейнеровозы, «Рич Стакеры», контейнерные погрузчики, электропогрузчики, аккумуляторные тележки, тягачи, тракторы, прицепы (трейлеры), ролл-трейлеры, передвижные пневмоустановки (например, «Нойеро») и другие перегрузочные машины;

- машины специализированных перегрузочных комплексов.

Технологическая оснастка подразделяется на:

- грузозахватные органы, к которым относятся: крюк, грейфер, спредер, грузоподъемный магнит, вилы погрузчика, грузозахватные устройства погрузчика с электрическим, гидравлическим или пневматическим приводом, а также грузозахватные устройства без привода, захват груза которыми производится непосредственно рабочим, управляющим перегрузочной машиной, из кабины управления без участия стропальщиков (например, захват для стали в рулонах), другие грузозахватные устройства повышенной сложности (см. примечание 1 к настоящему пункту);

- грузозахватные приспособления, к которым относятся: универсальные стропы, ковши, сетки, рамы, канатные и цепные стропы с крюками, скобами, карабинами и т.п., контейнерные захваты (например, типа ЗКИ), захваты для труб и другие грузозахватные устройства (см. примечание 1 к настоящему пункту).

К средствам укрупнения грузовых мест относятся все типы поддонов и пакетирующих стропов, используемых при перегрузке грузов.

Рельсовые крановые пути подразделяются на:

- рельсовые пути портальных кранов и перегружателей всех типов;

- рельсовые пути специализированных перегрузочных комплексов;

- рельсовые пути кранов мостового типа (мостовые и козловые краны, тельферы).

Примечания:

1. Разделение не названных в настоящем пункте грузозахватных устройств на грузозахватные органы и грузозахватные приспособления производится комиссией, назначаемой главным инженером порта.

2. Эксплуатация других видов технологической оснастки - технологического инструмента (ножниц для резки троса, рычагов-кантователей, ломиков, кувалд и т.п.) и вспомогательных технологических приспособлений (столов грузовых, поворотных кругов и т.п.) - должна регламентироваться руководящими документами Единой системы технологической подготовки производства морских портов (ЕСТПП МП).

 

4.4. Документация, регламентирующая техническую эксплуатацию подъемно-транспортного оборудования, и проверка знаний инженерно-технических работников

4.4.1. Инженерно-технические работники,* связанные с техническим обслуживанием и ремонтом подъемно-транспортного оборудования, а также с организацией и производством работ по перемещению грузов, проходят проверку знания ПТЭ одновременно с проверкой знания правил, норм, требований и инструкций по охране труда в порядке, установленном Положением о порядке обучения и проверки знаний по охране труда у руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и учреждений морского транспорта (РД 31.87.01-95). Проверка знаний у перечисленных инженерно-технических работников проводится 1 раз в три года.

_______________

* Здесь и далее под инженерно-техническими работниками подразумеваются не только специалисты по обслуживанию и ремонту машин, но и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ - диспетчерский состав, стивидоры, заведующие складами, бригадиры и другие специалисты.

 

Проверка знаний у инженерно-технических работников, обязанности которых распространяются на подъемно-транспортное оборудование, подконтрольное Госгортехнадзору России, проводится с участием в комиссии представителя Госгортехнадзора России, в соответствии с требованиями Правил Госгортехнадзора России по кранам.

Внеочередная проверка знаний ПТЭ проводится в следующих случаях:

а) при вводе в действие новых ПТЭ - в сроки, указанные в распоряжении Минтранса России;

б) по требованию органов государственного контроля, Государственной инспекции по охране труда и местного портового технического надзора (см. подраздел 6.1), если будут обнаружены недостаточные знания или нарушения работником соответствующих правил, норм, требований, указаний и инструкций - в течение месяца с момента предъявления требования;

в) при назначении впервые на работу или при переводе работника на другую должность, требующую знания дополнительных разделов ПТЭ, - до начала работы.

Результаты проверки знаний оформляются протоколами, которые хранятся в отделах кадров или в учебно-курсовых комбинатах (или в соответствующих подразделениях, осуществляющих в порту обучение и подготовку рабочих и специалистов).

Лицам, прошедшим проверку знаний, выдаются «Удостоверения руководящих и инженерно-технических работников предприятий и организаций морского транспорта о проверке знаний правил безопасной эксплуатации оборудования» по форме, приведенной в приложении 3. Удостоверения подписываются председателем и не менее чем двумя членами комиссии по проверке знаний.

4.4.2. Инженерно-технические работники изучают, наряду с ПТЭ:

а) документы Госгортехнадзора России:

- «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)», утвержденные и введенные в действие с 10.01.2001 постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. № 98;

- «Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-256-98)», утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 24 ноября 1998 г. № 67;

- «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-06-92)», утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 11 февраля 1992 г. № 1;

- «Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов», утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 28 мая 1993 г. № 12;

- «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 10-115-96)», утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 18 апреля 1995 г. № 20;

- «Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 03-75-94)», утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 18 июля 1994 г. № 45;

- «Методические указания. Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин (РД 10-138-97)», утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 28 марта 1997 г. № 14;

- «Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов (РД-10-117-95)», утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 08 августа 1995 г. № 41;

- «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации» (РД-10-33-93), утвержденные Госгортехнадзором России 20.10.93;

- «Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации (РД-24-СЗК-01-01)», утвержденные Госгортехнадзором России 9.11.2001;

- «Инструкция по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений (РД 10-08-92)», утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 20 августа 1992 г. № 23;

- другие руководящие документы, инструкции, методические указания, информационные письма.

б) документы Минэнерго России и Госэнергонадзора России:

- «Правила устройства электроустановок (ПУЭ)», утвержденные Минтопэнерго России 6.10.1999;

- «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденные приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6;

- «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок», утвержденные постановлением Минтруда России от 5 января 2001 г. № 3 и приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. № 163.

в) руководящие документы Минтранса России по охране труда:

- «Правила по охране труда в морских портах» (ПОТ РО 152-31.82.03-96);

- «Правила техники безопасности и производственной санитарии на промышленных предприятиях морского транспорта» (РД 31.83.04-89);

- «Положение об обучении и инструктаже по охране труда работников предприятий, организаций и учреждений морского транспорта» (РД 31.87.03-95);

- «Сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих профессий докеров-механизаторов морских портов» (ТОИ-РД 31.82.05-95);

- «Контейнеры крупнотоннажные универсальные. Правила технической эксплуатации и безопасности труда в морских портах» (РД 31.44.04-80);

- иные приказы, инструктивные письма, указания.

Проверку знания перечисленных Правил и документов производят одновременно с проверкой знания ПТЭ (см. пункт 4.4.1) с учетом должностных прав и обязанностей проверяемого. При проверке знаний следует учитывать, что инженерно-технические работники, не относящиеся к электротехническому персоналу, но связанные с обслуживанием перегрузочных машин с электроприводом, имеют группу электробезопасности не ниже третьей.

4.4.3. Все действующие инструкции и другие документы, касающиеся технического обслуживания, надзора, ремонта и производства работ с применением подъемно-транспортного оборудования, рекомендуется привести в соответствие с ПТЭ.

 

4.5. Обязанности руководителей порта

4.5.1. Здесь и далее используются следующие основные обобщающие наименования:

- «порт» - комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг;

- «начальник порта» - первое лицо в порту (президент, генеральный директор, директор, управляющий и др.);

- «главный инженер» - заместитель первого лица по технической части (технический директор, заместитель генерального директора и др.);

- «заместитель начальника порта по эксплуатации» - заместитель первого лица по эксплуатации;

- «начальник района» - первое лицо в стивидорной компании (генеральный директор, директор и др.);

- «заместитель начальника района по механизации» - главный инженер, технический директор компании и др.

При наличии в порту других заместителей первого или второго лица их ответственность и обязанности в части обеспечения промышленной безопасности перегрузочного оборудования и его использования определяются в зависимости от функций подчиненных им отделов и подразделений.

Руководство порта (начальник порта, главный инженер, заместитель начальника порта по эксплуатации) совместно с руководством стивидорных и других независимых организаций, входящих в состав порта, обязано обеспечить содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию подъемно-транспортного оборудования, для чего необходимо:

а) создать:

- систему надзора за безопасной эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования с учетом требований «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263, согласовав организацию надзора за оборудованием, подконтрольным Госгортехнадзору России, с округом Госгортехнадзора России;

- ремонтную базу, обеспечивающую потребности порта, или заключить договор с организацией, имеющей опыт выполнения ремонта перегрузочных машин;

б) назначить:

- инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования;

- инженерно-технических работников, ответственных за содержание подъемно-транспортного оборудования в исправном состоянии;

- лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов и за соблюдение технологической дисциплины;

в) установить рекомендуемый ПТЭ порядок и периодичность проведения всех видов технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортного оборудования;

г) установить порядок вывода оборудования из эксплуатации и ввода его в работу;

д) ввести обучение, аттестацию и периодическую проверку знаний рабочих в соответствии с требованиями ПТЭ. Выдать аттестованным рабочим «Удостоверение докера-механизатора* и рабочего по техническому обслуживанию и ремонту» по форме, приведенной в приложении 4;

_______________

* Здесь и далее под докером-механизатором понимается механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах.

 

е) выдать инженерно-техническим работникам ПТЭ соответствующие правила, инструкции и руководящие материалы;

ж) выдать (под роспись) докерам-механизаторам и рабочим по техническому обслуживанию и ремонту соответствующие производственные инструкции (с учетом требований статьи 9.4.26 Правил Госгортехнадзора России по кранам) и инструкции по охране труда;

з) разработать и утвердить рабочие технологические карты на производство работ по перемещению грузов перегрузочными машинами, временные технологические инструкции и инструкции по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных и вспомогательных работ применительно к местным условиям.

4.5.2. Обязанности по организации надзора за безопасной эксплуатацией и содержанием в исправном состоянии перегрузочных машин, грузозахватных органов и рельсовых крановых путей, а также систем аспирации и пылеудаления специализированных комплексов возлагаются на главного инженера порта.

Обязанности по организации производства работ по перемещению грузов, по организации контроля за соблюдением технологической дисциплины, содержанием в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и средств укрупнения, а также по организации надзора за производством работ по перемещению грузов, за изготовлением и содержанием в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и средств укрупнения возлагаются на заместителя начальника порта по эксплуатации.

Обязанности по организации производства работ по перемещению грузов в ремонтно-строительных управлениях (на участках), в мастерских и в других вспомогательных подразделениях порта возлагаются на главного инженера порта.

4.5.3. Техническая эксплуатация подъемно-транспортного оборудования, приписанного к базе внутрипортовой механизации, осуществляется в соответствии с Положением о базе внутрипортовой механизации, которое разрабатывается портом с учетом рекомендаций ПТЭ.

4.5.4. Обязанности отделов и подразделений порта по обеспечению выполнения ПТЭ определяются в зависимости от структуры порта.

4.5.5. Обязанности по обеспечению выполнения ПТЭ распределяются между отделами и подразделениями порта следующим образом:

а) отдел механизации обеспечивает надлежащую техническую эксплуатацию перегрузочных машин и грузозахватных органов путем:

- организации надзора за безопасной эксплуатацией перегрузочных машин и грузозахватных органов,

- подготовки заявки на запасные части,

- организации ремонта и реконструкции перегрузочных машин,

- наблюдения за монтажом,

- ознакомления инженерно-технических работников с руководящими документами,

- организации разработки и контроля выполнения производственных инструкций и инструкций по охране труда рабочими, управляющими перегрузочными машинами, и рабочими по техническому обслуживанию и ремонту,

- разработки предложений по пополнению и обновлению парка перегрузочных машин;

б) технологический отдел (подразделение) порта обеспечивает исправное техническое состояние и применение грузозахватных приспособлений и средств укрупнения, а также безопасное производство работ по перемещению грузов и соблюдение технологической дисциплины при производстве погрузочно-разгрузочных работ во всех подразделениях порта путем:

- своевременной разработки рабочих технологических карт (РТК), временных технологических инструкций по перегрузке (ВТИП) и инструкций по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных и вспомогательных работ применительно к местным условиям, и корректировки этих документов,

- надзора за соблюдением технологической дисциплины и безопасным производством работ при перемещении грузов,

- надзора за изготовлением и безопасной эксплуатацией грузозахватных приспособлений и средств укрупнения,

- пополнения и внедрения новых грузозахватных приспособлений, средств укрупнения и контейнеризации,

- контроля за условиями хранения грузозахватных приспособлений и средств укрупнения,

- организации ремонта грузозахватных приспособлений и средств укрупнения,

- разработки схем движения перегрузочных машин и разметки грузовых фронтов;

в) отдел гидротехнических и инженерных сооружений порта обеспечивает исправное техническое состояние рельсовых крановых путей, дорожных и складских покрытий и разметки грузовых фронтов путем:

- надзора за их безопасной эксплуатацией;

- организации их ремонта по утвержденным графикам и по результатам технических осмотров, периодических и внеочередных инструментальных наблюдений и обследований рельсовых крановых путей;

г) отдел главного энергетика обеспечивает надзор за техническим состоянием всего электрического хозяйства порта. Надзор за правильной и безопасной эксплуатацией электрооборудования перегрузочных машин напряжением до 1000 В совместно с главным энергетиком осуществляет инженерно-технический работник отдела механизации, назначенный приказом по порту ответственным по надзору за безопасной эксплуатацией электрооборудования перегрузочных машин.

Надзор за безопасной эксплуатацией электрических колонок осуществляет отдел главного энергетика;

д) районы и другие подразделения порта, на балансе которых находится подъемно-транспортное оборудование, обеспечивают его содержание в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию.

4.5.6. Рекомендуется создание отдельного подразделения, осуществляющего все виды надзора в порту и подчиненного непосредственно главному инженеру порта. Это подразделение осуществляет:

- производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с «Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263;

- надзор за содержанием в исправном состоянии всего подъемно-транспортного оборудования, а также надзор за безопасным производством работ по перемещению грузов;

- надзор за монтажом подъемно-транспортного оборудования;

- ознакомление ИТР с руководящими документами;

- метрологический надзор за средствами измерения;

- проверку соответствия действующим правилам и нормативной документации проектов и другой документации, относящейся к оборудованию, подконтрольному Госгортехнадзору России. 

5. Техническое обслуживание (ТО) и обязанности по содержанию подъемно-транспортного оборудования в исправном состоянии

 

5.1. Общие положения

5.1.1. ТО подъемно-транспортного оборудования подразделяется:

- ТО при использовании,

- ТО при хранении,

- ТО при подготовке к транспортированию.

5.1.2. Состав, периодичность, порядок выполнения и меры безопасности при проведении ТО подъемно-транспортного оборудования должны соответствовать указаниям, приведенным в инструкции по эксплуатации этого оборудования или в другой технической документации завода-изготовителя. При отсутствии таких указаний они разрабатываются:

- для перегрузочного оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору России, в соответствии со статьей 3.1.18 Правил Госгортехнадзора России по кранам;

- для оборудования, не подконтрольного Госгортехнадзору России, портом или по его поручению другой организацией.

 

5.2. Техническое обслуживание при использовании подъемно-транспортного оборудования

5.2.1. ТО при использовании машин состоит из:

1) ТО-1, которое включает в себя все виды обслуживания с периодичностью менее месяца, а именно: ежесменное, ежесуточное, еженедельное и т.п. Эти виды обслуживания проводятся во время приема и сдачи смены, в период отсутствия грузовых работ, а также с выводом машины из эксплуатации, но не более чем на 8 ч (одна дневная смена);

2) ТО-2, выполняемого:

- по кранам и перегружателям всех типов, включая зерновые, с периодичностью, соответствующей указаниям завода-изготовителя, а при отсутствии таких указаний - с периодичностью 1 раз в месяц и длительностью не более 2 суток, и 1 раз в 3 месяца (при необходимости) длительностью до 40 ч (пять дневных смен);

- по машинам внутрипортовой механизации с периодичностью, соответствующей указаниям завода-изготовителя, а при отсутствии таких указаний - через 200-250 ч работы машины. Длительность ТО-2 этих машин не должна превышать:

- для машин с двигателем внутреннего сгорания и грузоподъемностью до 10 т - 16 ч (две дневные смены), грузоподъемностью 10 т и более - 24 ч (три дневные смены),

- для машин с электроприводом - 8 ч (одна дневная смена).

5.2.2. В состав ТО-1 входят следующие работы:

- проверка перегрузочной машины и ее механизмов,

- уборочно-моечные работы,

- крепежные работы,

- опробование механизмов, агрегатов и систем в действии,

- проверка в действии блокировочных устройств и приборов безопасности,

- смазочные работы,

- регулировочные работы,

- снабжение топливом, смазкой, водой,

- устранение повреждений.

Ежесменное техническое обслуживание выполняют докеры-механизаторы, управляющие машиной, при приеме и сдаче смены. Состав работ, выполняемых докерами-механизаторами, определяется в инструкциях, разработанных портом для каждой модели перегрузочной машины (например, кран «Сокол» или автопогрузчик «Валмет 25т») и выданных каждому докеру-механизатору, имеющему право на управление конкретной моделью машины. При разработке таких инструкций учитываются заводские инструкции (см. пункт 5.1.2) и виды проверок, приведенных в перечисленных ниже разделах приложения 2 для пунктов, относящихся к ежесменному обслуживанию:

Раздел 1. Типовой состав проверок при техническом обслуживании портальных кранов;

Раздел 2. Типовой состав проверок при техническом обслуживании автопогрузчиков и других машин с приводом от двигателя внутреннего сгорания;

Раздел 3. Типовой состав проверок при техническом обслуживании электропогрузчиков;

Раздел 4. Типовой состав проверок при техническом обслуживании передвижных ленточных, ковшевых и пневмоперегружателей;

Раздел 5. Типовой состав проверок при техническом обслуживании контейнерных перегружателей и козловых кранов. Приложение учитывает только специфику этих кранов. Инструкция должна составляться с учетом проверок, выполняемых по аналогичным узлам портальных кранов;

Раздел 6. Типовой состав проверок при техническом обслуживании портальных контейнеровозов. Приложение учитывает только специфику этих машин. Инструкция должна составляться с учетом проверок, выполняемых по аналогичным узлам других машин;

Раздел 7. Типовой состав проверок при техническом обслуживании контейнерных автопогрузчиков. Приложение учитывает только специфику этих машин. Инструкция должна составляться с учетом проверок, выполняемых по аналогичным узлам других машин;

Раздел 8. Типовой состав проверок при техническом обслуживании портовых тягачей и полуприцепов. Приложение учитывает только специфику этих машин. Инструкция должна составляться с учетом проверок, выполняемых по аналогичным узлам других машин;

Раздел 9. Типовой состав проверок при техническом обслуживании гидросистем портальных контейнеровозов, контейнерных автопогрузчиков и тягачей.

Ежесуточное, еженедельное и другие виды обслуживания, входящие в ТО-1, кроме ежесменных, и все виды работ и проверок в составе ТО-2 выполняют рабочие по техническому обслуживанию и ремонту. Состав таких работ и проверок на конкретных машинах устанавливает порт на основании заводских инструкций по эксплуатации машины и указаний, приведенных в приложении 2. Инструкции с перечнем таких работ и проверок для конкретных моделей машин разрабатываются портом для каждой модели перегрузочной машины и выдаются рабочим по техническому обслуживанию и ремонту, а также вывешиваются в помещении, где собираются рабочие. При разработке инструкций учитываются все браковочные показатели, приведенные в Правилах Госгортехнадзора России.

Докерам-механизаторам, управляющим перегрузочными машинами, и рабочим по техническому обслуживанию и ремонту запрещается самостоятельно, без указания группового механика (электромеханика) или сменного механика, разбирать и регулировать:

- аппаратуру гидравлического и пневматического управления;

- предохранительные приборы и приборы безопасности;

- топливные насосы, регуляторы и форсунки дизелей;

- защитные фрикционы механизмов поворота;

- весовые устройства, ограничители грузоподъемности и указатели вылета стрелы;

- приборы автоматизации, электронного оборудования, сигнализации и речевой связи;

- тормоза с автоматическим устройством для компенсации износа фрикционных обкладок, тормоза механизма подъема контейнерных кранов и перегружателей;

- запорное устройство подъемной консоли перегружателя;

- устройства для подогрева и охлаждения рабочей гидравлической жидкости.

Приведенный перечень таких работ дополняется портом в зависимости от конструктивных особенностей машин.

Категорически запрещается производить регулирование тормоза механизма подъема при поднятом грузе или грейфере (грузоподъемном электромагните), а также устанавливать различные приспособления для растормаживания тормоза вручную.

При ежесуточном ТО производится контроль качества выполнения и оформления ежесменного ТО.

Ежесуточное, еженедельное и другие виды обслуживания машин, входящие в ТО-1, проводятся в течение времени, отведенного для выполнения ежесменного обслуживания, а также в обеденные и междусменные перерывы и в периоды отсутствия грузовых работ.

О состоянии перегрузочных машин и выполненных работах рабочие делают запись в вахтенном журнале машины.

Организация ежесменного обслуживания и контроль за его выполнением являются обязанностью сменного механика, остальных видов обслуживания - инженерно-технических работников, ответственных за содержание перегрузочных машин в исправном состоянии.

5.2.3. ТО-2 является основным видом технического обслуживания и включает следующие работы, состав которых уточняется портом с учетом конструкции машин в соответствии с пунктом 5.1.2 и приложением 2:

- проверку технического состояния машины. Проверка состояния металлоконструкций кранов и перегружателей проводится в соответствии с указаниями РД 31.44.37-89 «Краны портальные морских портов. Контроль состояния металлоконструкций». Для каждого конкретного портального крана и перегружателя портом разрабатывается карта осмотра металлоконструкций с указанием мер безопасности при проведении осмотра. Типовые карты осмотра металлоконструкции приведены в РД 31.44.37-89. При осмотрах, вне зависимости от возраста крана, необходимо выполнять указания, приведенные в руководящих документах по обследованию кранов, отработавших нормативный срок;

- при необходимости произвести замену быстроизнашивающихся деталей: резьбовых соединений, канатов, тормозных обкладок, пальцев и упругих втулок муфт, манжет и уплотнений гидросистемы, контактов, гибких соединений и пружин командоаппаратов, контакторов и реле, щеток и щеткодержателей электродвигателей и кольцевых токоприемников, питающего шлангового кабеля, других деталей и оборудования;

- восстановление надежности всех соединений элементов металлоконструкций, деталей механизмов, электрического, гидравлического и пневматического оборудования, а также устранение неисправностей. В случае применения сварки при восстановлении несущих металлоконструкций кранов работа должна быть выполнена в соответствии с Правилами Госгортехнадзора России по кранам;

- регулирование устройств, механизмов, схем и систем;

- очистку механизмов и оборудования от пыли, грязи и отработавшей смазки;

- смазывание узлов механизмов.

ТО-2 проводят по квартальным графикам, которые утверждает заместитель начальника района по механизации. Отклонение от сроков выполнения ТО-2, предусмотренных графиком, допускается в исключительных случаях по разрешению руководителя, утвердившего график, но не более чем на 5 дней. Перенос срока оформляется записью разрешения в журнале группового механика.

Обязанностью инженерно-технического работника, ответственного за содержание машины в исправном состоянии, является обеспечение качественного проведения ТО-2. Запись о постановке перегрузочной машины на ТО-2, а также о пуске ее в работу после технического обслуживания производит указанное лицо в вахтенном журнале машины.

О выполненных работах ТО-2 делается запись в журнале группового механика (электромеханика)*. Контроль за выполнением графика осуществляет инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией перегрузочных машин.

_______________

* Здесь и далее подразумевается групповой механик (электромеханик) перегрузочных машин.

 

5.2.4. Для обеспечения бесперебойной работы перегрузочных машин на каждом грузовом районе предусматривается дежурный персонал для технического обслуживания и ремонта перегрузочных машин, подчиненный сменному механику.

5.2.5. Перегрузочные машины:

- закрепляются за рабочими по техническому обслуживанию и ремонту для обеспечения технического обслуживания с периодичностью 1 сутки и более, а также для выполнения ремонтных работ. Закрепление оформляется распоряжением заместителя начальника района по механизации;

- могут быть закреплены за рабочими комплексных бригад (докерами-механизаторами) для обеспечения управления и ежесменного обслуживания машины. Закрепление оформляется распоряжением начальника района.

Докеры-механизаторы в период работы на перегрузочных машинах подчиняются инженерно-техническим работникам механизации, в том числе и ответственному за содержание перегрузочных машин в исправном состоянии, и выполняют все их указания в части технической эксплуатации машин. Докеры-механизаторы, управляющие перегрузочными машинами, участвуют в работах по техническому обслуживанию и ремонту перегрузочных машин и производят замену грузозахватных органов с учетом пункта 5.7.2.

Бригадир комплексной бригады при необходимости обеспечивает постоянное участие рабочих в техническом обслуживании перегрузочных машин в соответствии с графиком ТО-2 и с учетом закрепления машин за рабочими комплексных бригад.

Выдачу задания докерам-механизаторам и рабочим по техническому обслуживанию и ремонту на выполнение работ по техническому обслуживанию производит групповой или сменный механик после инструктажа по технике безопасности.

5.2.6. Докеры-механизаторы, управляющие перегрузочными машинами, при приеме смены (см. пункт 9.1.7) проверяют техническое состояние машины. Проверка осуществляется в соответствии с указаниями, приведенными в производственной инструкции докера-механизатора и в инструкции по охране труда при работе на конкретной машине. Если машина исправна, докер-механизатор перед началом работы делает запись в вахтенном журнале машины (если журнал предусмотрен): «машину принял в исправном состоянии» и расписывается. При обнаружении неисправности при приеме или во время работы машины докер-механизатор, управляющий машиной, соответственно не начинает, либо прекращает работу и докладывает об этом сменному механику. Машина может быть использована для работы только после устранения неисправностей и получения разрешения сменного механика, которое записывается им в вахтенном журнале машины, а если на машине журнал не предусмотрен, в вахтенном журнале сменного механика.

После окончания работы докер-механизатор, управляющий машиной, должен:

- произвести очистку машины и при необходимости заправить ее топливом, водой и маслом;

- сделать запись в вахтенном журнале машины, если он предусмотрен, в соответствии с формой журнала;

- поставить машину в отведенное для стоянки место, а краны и перегружатели установить на противоугонные захваты;

- сдать машину (ключи) сменному механику;

- забрать вкладыш к удостоверению.

5.2.7. Администрации порта следует предоставлять докерам-механизаторам, управляющим перегрузочными машинами, 20 мин для приемки-сдачи перегрузочной машины и выполнения ежесменных работ по TO-1.

5.2.8. Передача в период рабочей смены управления перегрузочной машиной одним докером-механизатором другому без разрешения сменного механика и записи в вахтенном журнале сменного механика запрещается.

5.2.9. При осмотре и техническом обслуживании перегрузочной машины с электроприводом должны быть выполнены мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, в соответствии с пунктом 13.2.1.3.

5.2.10. На каждом кране, перегружателе и машине специализированного перегрузочного комплекса должны быть:

- вахтенный журнал перегрузочной машины;

- комплект инструментов, приспособлений и инвентаря, а также расходные материалы, необходимые для ежесменного и ежесуточного технического обслуживания.

На кранах и перегружателях, а также в гаражах и на постах технического обслуживания должны быть вывешены карты смазки механизмов машин и необходимые данные для регулировочных работ.

5.2.11. Выбор, контроль качества и учет расхода горюче-смазочных материалов осуществляется в соответствии с указаниями заводской (фирменной) документации и картой смазки, составленной с учетом РД 31.44.08-93 «Рекомендации по организации смазочного хозяйства, выбору и применению унифицированных топлив, масел, смазок и специальных жидкостей для портовых перегрузочных машин».

5.2.12. Выбор стальных канатов для перегрузочных машин и ТО стальных канатов производится с учетом указаний Правил Госгортехнадзора России по кранам и рекомендаций, приведенных в приложении 5.

ПРОДОЛЖЕНИЕ...

 

vkontakte facebook twitter

ЗАО "ЦНИИМФ"