Корзина
2 отзыва
+79218738350
ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ РД 31.1.02-04 часть 2
Производители
Контакты
ООО "Кранремпроект" - изготовление, монтаж, ремонт, модернизация грузоподъемных кранов
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7921873-83-50
Андрей Владимирович
РоссияСанкт-ПетербургНабережная реки Екатерингофки, д.29/31.
Карта

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ РД 31.1.02-04 часть 2

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ  РД 31.1.02-04 часть 2

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ

5.3. Техническое обслуживание при хранении подъемно-транспортного оборудования

5.3.1. Перегрузочные машины, грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и средства укрупнения в периоды, когда они не эксплуатируются, подлежат хранению. В зависимости от продолжительности такого периода они могут находиться на оперативном или длительном хранении.

Оперативному хранению подлежат перегрузочные машины, грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и средства укрупнения, предназначенные для выполнения сменно-суточного плана, а в случаях, когда они не потребуются более месяца, - длительному хранению.

Постановка на длительное хранение перегрузочных машин и грузозахватных органов при сроке хранения менее 3 месяцев производится распоряжением начальника грузового района.

Постановка на хранение более чем на 3 месяца портальных кранов, перегружателей всех типов и машин специализированных конвейерных комплексов для навалочных грузов производится приказом начальника порта. Постановка на длительное хранение грузозахватных приспособлений и средств укрупнения производится распоряжением руководителя подразделения-владельца.

5.3.2. При оперативном хранении должны быть обеспечены условия для счета, выдачи, приема и технического обслуживания оборудования, для чего:

- электро- и автопогрузчики и их грузозахватные органы должны храниться в помещениях;

- портальные контейнерные автопогрузчики и портовые тягачи должны храниться на специальных площадках, а обслуживаться в закрытых боксах, оснащенных всеми необходимыми приспособлениями и средствами механизации для производства работ по техническому обслуживанию;

- однотипные низкорамные полуприцепы без выносного опорно-сцепного устройства могут устанавливаться в несколько ярусов (не более пяти). При этом под колеса полуприцепов устанавливаются упорные колодки;

- контейнерные и трубные захваты следует хранить на специальных подставках, обеспечивающих сохранность замковых устройств, при этом отверстия гидросистемы должны быть заглушены;

- машины непрерывного транспорта, а также грузозахватные органы грузоподъемных кранов должны храниться на специально предназначенных для этой цели и оборудованных площадках;

- грузозахватные приспособления следует хранить в специальных помещениях и под навесами. Отдельные грузозахватные приспособления, имеющие большие габаритные размеры, разрешается хранить на открытых складских площадках, имеющих ограждение;

- средства укрупнения должны храниться на грузовых складах.

5.3.3. В целях защиты от коррозии длительное хранение машин внутрипортовой механизации, грузозахватных органов с электрическим или гидравлическим приводом, грузозахватных приспособлений и средств укрупнения должно осуществляться на складах, под навесом или под водонепроницаемыми чехлами в соответствии с указаниями заводских инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию. Перегрузочные машины, грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и средства укрупнения, находящиеся на длительном или оперативном хранении, разукомплектовывать категорически запрещается. Обеспечение сохранности перегрузочных машин, грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и средств укрупнения при длительном и оперативном хранении является обязанностью начальника грузового района или руководителя подразделения-владельца оборудования.

5.3.4. ТО перегрузочных машин, находящихся на оперативном хранении, осуществляется так же, как и ТО при использовании машин (см. подраздел 5.2).

5.3.5. ТО перегрузочных машин при длительном хранении включает в себя работы по обслуживанию при подготовке к хранению, в процессе хранения, а также работы при подготовке к использованию после хранения. При подготовке перегрузочной машины к длительному хранению следует:

- произвести мойку и очистку;

- выполнить все работы ТО-2;

- устранить неисправности (восстановить герметичность кожухов, крышек и дверей оборудования, остеклить кабину и т.д.);

- произвести консервацию. Консервацию производят в зависимости от конструктивных особенностей машин, требуемых сроков защиты и условий хранения в соответствии с ГОСТом 9.014-78 «ЕСЗКС. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования» и указаниями заводских инструкций по эксплуатации машин.

5.3.6. В процессе длительного хранения перегрузочной машины ее техническое обслуживание осуществляется с периодичностью ТО-2. При техническом обслуживании проверяются техническое состояние, надежность защиты от коррозии, а также устраняются выявленные неисправности. Результаты технического обслуживания записывает в журнал группового механика (электромеханика) инженерно-технический работник, ответственный за содержание перегрузочной машины в исправном состоянии.

5.3.7. При техническом обслуживании перегрузочной машины после длительного хранения необходимо:

- провести расконсервацию;

- измерить величину сопротивления изоляции электрического оборудования и при необходимости довести сопротивление до нормы;

- выполнить все работы по ТО-2.

 

5.4. Техническое обслуживание при подготовке подъемно-транспортного оборудования к транспортированию

5.4.1. При подготовке подъемно-транспортного оборудования к транспортированию (за исключением внутрипортового) выполняются такие же работы, как и при подготовке к длительному хранению. Кроме того, при необходимости демонтируются отдельные механизмы и элементы металлоконструкций в зависимости от возможностей транспортных средств.

5.4.2. После транспортирования производится монтаж механизмов и элементов металлоконструкций, а также все работы, выполняемые после длительного хранения.

 

5.5. Техническое обслуживание электрооборудования перегрузочных машин

5.5.1. Все работы по техническому обслуживанию электрооборудования перегрузочных машин, включая электронное оборудование, должны производиться в соответствии с заводскими инструкциями, Правилами эксплуатации электроустановок потребителей, Межотраслевыми правилами по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок и настоящими ПТЭ.

Порт должен быть оснащен переносными диагностическими приборами и устройствами для измерения различных параметров при выполнении работ, связанных с определением причин отказов электрооборудования и его регулировкой. Рекомендуется иметь в порту лаборатории, оборудованные стационарными стендами для проверки и регулировки элементов электрооборудования. Типы приборов и стендов, их количество определяет отдел главного энергетика совместно с отделом механизации, исходя из наличия перегрузочных машин в порту.

Обязанности по оснащению лаборатории стационарными и переносными диагностическими приборами, а также руководство лабораторией возлагается на главного энергетика порта. Порт может привлекать специализированные организации для выполнения работ, связанных с наладкой и испытанием электрооборудования и электронных систем.

5.5.2. К самостоятельной работе по техническому обслуживанию электрооборудования допускаются только электромонтеры с квалификационной группой по электробезопасности не ниже третьей.

Работы по техническому обслуживанию тяговых и стартерных аккумуляторных батарей выполняют аккумуляторщики с квалификационной группой по электробезопасности не ниже третьей.

Подключение (отключение) перегрузочных машин к электрическим колонкам при условии, что конструкция и техническое состояние колонки обеспечивают безопасность выполнения этой операции, могут производить рабочие, прошедшие необходимое обучение и имеющие квалификационную группу электробезопасности не ниже второй.

5.5.3. К работам по техническому обслуживанию электрооборудования перегрузочных машин относятся все работы, выполняемые в порядке текущей эксплуатации* при ТО-1 и ТО-2, в том числе и работы по выявлению и устранению неисправностей электрооборудования.

_______________

* Термины и определения, относящиеся к подразделам 5.5 и 13.2, приняты в соответствии с Правилами эксплуатации электроустановок потребителей и Межотраслевыми правилами по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.

 

Перечень этих работ приведен в приложении 6, а возможные неисправности электрооборудования и способы их устранения - в приложении 7.

5.5.4. Организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ при техническом обслуживании, а также работы, выполняемые по распоряжению, приведены в подразделе 13.2.

5.5.5. Работы, выполненные при техническом обслуживании электрооборудования, исполнитель записывает в вахтенный журнал машины, а работы, выполненные дежурным электромонтером, записываются также в журнал дежурного электромонтера.

 

5.6. Техническое обслуживание гидро- и пневмосистем

5.6.1. Выбор, замену и контроль качества рабочих жидкостей для гидравлических систем следует производить в соответствии с РД 31.44.08-93 «Рекомендации по организации смазочного хозяйства, выбору и применению унифицированных топлив, масел, смазок и специальных жидкостей для портовых перегрузочных машин».

5.6.2. Диагностирование гидравлических систем перегрузочных машин производят в соответствии с рекомендациями, приведенными в инструкции по эксплуатации машины и в приложении 8.

5.6.3. Промывку агрегатов и элементов системы (насосов, золотников, клапанов и т.п.) в случае выявления смолистых отложений на внутренних поверхностях производят после снятия гидроаппаратов с машины. Для промывки могут применяться технические моющие средства, например: МС-15, ТУ 6-18-14-81; МС-8, ТУ 6-15-978-76; Лобамид-203, ТУ 38-10738-80. Мойка ведется водными 2% растворами при температуре 60-80 °С.

5.6.4. При работе гидросистем должен осуществляться контроль за нагревом масла. Температура масла в гидросистемах должна соответствовать требованиям фирменной инструкции, а при ее отсутствии не превышать +70 °С. Нагрев масла в гидротрансформаторе не должен превышать +120 °С.

5.6.5. В зимнее время при подготовке к работе гидросистем с подогревом масла должны быть выполнены требования фирменной технической документации по включению маслоподогревателей и пуску насосов. В гидросистемах без подогрева масла включение механизмов под нагрузку следует производить после работы системы без нагрузки в течение не менее 10 мин.

5.6.6. При технической эксплуатации пневмосистем портальных контейнеровозов, пневмоперегружателей, контейнерных погрузчиков и портовых тягачей особое внимание следует обращать на своевременное удаление конденсата, проверку герметичности системы, проверку действия регулирующих и предохранительных клапанов, очистку воздушных фильтров.

При температуре окружающего воздуха ниже +5 °С следует также принимать меры против замерзания конденсата, а при наличии насоса для впрыскивания антифриза следить за работой этого насоса.

При наличии в пневмосистеме специального воздухоосушительного устройства необходимо учитывать следующее:

- воздухоочиститель должен работать с включенным подогревом при температуре окружающего воздуха ниже +5 °С,

- при температуре ниже +5 °С следует по окончании работы спускать остатки конденсата. При снижении производительности воздухоочистительного устройства следует заменить его адсорбционный элемент.

 

5.7. Техническое обслуживание и использование грузозахватных органов

5.7.1. ТО грузозахватных органов, закрепленных за перегрузочными машинами или установленных на них, осуществляется при техническом обслуживании соответствующих машин. Техническое обслуживание не установленных на машины и не закрепленных за ними грузозахватных органов производится в объеме ТО-2 по графику, но не реже одного раза в месяц по указанию инженерно-технического работника, назначенного распоряжением начальника района ответственным за содержание этих грузозахватных органов в исправном состоянии. Непосредственно перед использованием такие грузозахватные органы должны быть осмотрены и опробованы в работе рабочим, управляющим перегрузочной машиной, на которую навешивается этот грузозахватный орган.

5.7.2. Замена грузозахватного органа на кране или на машине внутрипортового транспорта может производиться докерами-механизаторами и (или) рабочими по техническому обслуживанию и ремонту только по указанию сменного механика, в обязанности которого входит инструктаж рабочих по технике и безопасным методам замены и контроль исполнения.

5.7.3. Вновь изготовленные грузозахватные органы в случаях, когда этого требуют Правила Госгортехнадзора России по кранам, должны быть снабжены соответствующими паспортами предприятия-изготовителя (см. пункт 8.2). Паспорта должны составляться в соответствии с ГОСТом 2.601-95 «ЕСКД. Эксплуатационные документы» и поставляться в комплекте с изделиями.

5.7.4. Маркировка грузозахватных органов должна соответствовать требованиям Правил Госгортехнадзора России по кранам. Возможность применения грейфера на грузе, не указанном в табличке, имеющейся на грейфере, устанавливает комиссия, назначенная главным инженером, путем проведения испытаний на зачерпывающую способность в соответствии с ГОСТ 24599-87 «Грейферы канатные для навалочных грузов. Общие технические условия».

 

5.8. Изготовление, техническое обслуживание, хранение и использование грузозахватных приспособлений

5.8.1. Разработка и изготовление грузозахватных приспособлений должны осуществляться в соответствии с Правилами Госгортехнадзора России по кранам, а также в соответствии с РД 31.00.100-95 «Система разработки и постановки продукции на производство. Изделия предприятий морского транспорта. Порядок разработки, постановки и снятия продукции с производства».

5.8.2. Вновь изготавливаемые для портов грузозахватные приспособления снабжаются (на единицу или партию однотипных) чертежом общего вида грузозахватного приспособления, схемой его испытания и инструкцией, определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели, а также методы устранения обнаруженных повреждений.

Грузозахватные приспособления, изготавливаемые для порта, снабжаются клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием инвентарного (регистрационного) номера, паспортной грузоподъемности, даты испытания, а также снабжаются паспортом.

5.8.3. На изготовление грузовых стропов в порту разрабатываются технические условия и технологические карты с учетом требований Правил Госгортехнадзора России по кранам, РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации» и ПТЭ, а на изготовление стропов из текстильных лент - с учетом требований РД 24-СЗК-01-01 «Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации».

При изготовлении портом стропов из стального каната для собственных нужд, паспорт может составляться на партию однотипных стропов в соответствии с ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Маркировка стропов из стальных канатов производится на бирках или втулках. Маркировка должна содержать инвентарный (регистрационный) номер, грузоподъемность, дату испытания.

Маркировка стропов из текстильных лент выполняется на маркировочной бирке, на которой указываются:

- товарный знак предприятия-изготовителя, адрес;

- тип, условное обозначение стропа;

- грузоподъемность стропа в зависимости от способов строповки;

- длина;

- дата изготовления;

- порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;

- обозначение технических условий (ТУ) или стандарта, по которому изготовлен строп.

Стропы (гибкие ветви), входящие в состав грузозахватных приспособлений (балок, рам, траверс со специальными захватами и т.п.), изготавливаются согласно ТУ (чертежа), разработанных предприятием-изготовителем. Паспорт на эти стропы не требуется. Испытание эти стропы проходят в составе грузозахватного приспособления нагрузкой, равной 1,25 номинальной грузоподъемности приспособления. Маркировка наносится только на грузоподъемное приспособление, которое снабжается паспортом.

5.8.4. Грузозахватные приспособления должны выбираться в соответствии с указаниями рабочей технологической документации.

5.8.5. Грузозахватные приспособления могут получать на такелажном складе бригадиры (звеньевые) или рабочие комплексных бригад - стропальщики, сигнальщики, водители погрузчиков. После осмотра грузозахватных приспособлений производителем работ (см. пункт 5.8.6) и рабочими комплексных бригад, получившими грузозахватные приспособления на такелажном складе, неисправные приспособления должны быть выбракованы и возвращены на места хранения. Осмотр стропов стропальщиками должен производиться не только перед началом работ, но и неоднократно в течение смены. Порядок хранения неисправных грузозахватных приспособлений должен исключать возможность попадания их в места хранения исправных и на рабочие места.

5.8.6. Контроль за применением исправных и соответствующих рабочим технологическим документам (РТК, ВТИП) грузозахватных приспособлений является обязанностью производителя работ (см. пункт 9.2.1).

5.8.7. Выдачу, прием, хранение, ТО и ремонт грузозахватных приспособлений должно производить специализированное подразделение порта, руководство работой которого осуществляет инженерно-технический работник, назначенный приказом начальника порта. Выдача и прием грузозахватных приспособлений осуществляются в соответствии с Положением, утвержденным начальником порта. Указанное подразделение должно иметь в своем составе инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузозахватных приспособлений в исправном состоянии, а также рабочих для выдачи, приема и технического обслуживания грузозахватных приспособлений.

5.8.8. В состав технического обслуживания грузозахватных приспособлений при их хранении и использовании входят следующие работы:

- осмотр (состав проверок при осмотре в соответствии с пунктом 6.3.3);

- очистка от остатков груза, грязи и т.п.;

- смазка (при необходимости);

- замена вышедших из строя крепежных деталей;

- регулировка;

- окраска или оцинковка (при необходимости) в соответствии с требованиями технической документации.

ТО осуществляется в процессе подготовки грузозахватных приспособлений к выдаче для производства погрузочно-разгрузочных работ.

ТО грузозахватных приспособлений при подготовке к транспортированию осуществляется в соответствии с требованиями технических условий на изготовление или инструкции по эксплуатации.

 

5.9. Техническое обслуживание, хранение и использование средств укрупнения

5.9.1. Вновь изготовленные средства укрупнения допускаются к эксплуатации при наличии акта ОТК предприятия-изготовителя. Акт может быть составлен на партию однородных поддонов и пакетирующих стропов.

5.9.2. Средства укрупнения должны храниться на инвентарном (такелажном) складе, принадлежащем грузовому району, грузовому складу, технологическому отделу или специализированному подразделению, за которыми эти средства укрупнения закреплены.

5.9.3. После сдачи на грузовой или инвентарный (такелажный) склад средства укрупнения должны быть осмотрены персоналом соответствующего склада, неисправные - отбракованы. Хранение неисправных средств укрупнения должно осуществляться отдельно от исправных в соответствии с Правилами охраны труда в морских портах.

5.9.4. В состав технического обслуживания средств укрупнения при хранении и использовании входят:

- осмотр;

- очистка от грязи или остатков груза;

- замена изношенных или поврежденных конструктивных элементов;

- просушка;

- восстановление маркировки.

5.9.5. ТО осуществляется в процессе подготовки средств укрупнения к выдаче для производства погрузочно-разгрузочных работ.

 

5.10. Техническое обслуживание рельсовых крановых путей

5.10.1. Приведенные в настоящем разделе рекомендации относятся к техническому обслуживанию наземной части рельсовых крановых путей портальных кранов и перегружателей и включают работы, выполняемые по результатам оперативного (см. пункт 6.2.5), периодического (см. пункт 6.3.4) осмотров и технических освидетельствований (см. пункт 6.4.5) наземной части этих путей, а также работы, требующиеся для устранения неисправностей, обнаруживаемых при ежесменных осмотрах, выполняемых докерами-механизаторами, управляющими портальным краном или перегружателем.

К этим работам относятся:

- рихтовка и балластировка путей по результатам нивелировки и замеров колеи;

- очистка прирельсовой канавки от мусора, грязи, остатков груза, снега, льда;

- прочистка отверстий и спуск воды из прирельсовых канавок;

- замена рельса при обнаружении трещин и сколов на головке рельса;

- затяжка и замена дефектных элементов соединения и крепления рельсов;

- восстановление поврежденных концевых упоров;

- восстановление заземления;

- принятие мер в случае обнаружения несоблюдения минимального расстояния от выступающих частей крана до груза или других предметов - менее 700 мм до высоты 2000 мм, на высоте более 2000 мм - менее 400 мм;

- устранение других неисправностей.

5.10.2. В случае если при ежесменном осмотре рельсовых крановых путей обнаружены неисправности рельсов, трещины в железобетонных шпалах, плитах или балках, на которых уложены рельсы, или не выдержаны указанные минимальные расстояния от выступающих частей крана до груза или других предметов, докер-механизатор, не приступая к работе, докладывает о замеченных недостатках сменному механику и бригадиру.

5.10.3. В порту должно быть разработано положение и установлен порядок, обеспечивающие своевременную и качественную очистку крановых рельсовых путей, прочистку отверстий и спуск воды из прирельсовых канавок.

5.10.4. Все виды технического обслуживания рельсовых крановых путей осуществляются по указаниям инженерно-технического работника, ответственного за содержание путей в исправном состоянии, рабочими подразделения, которому принадлежат или которое арендует причалы и тыловые площади с рельсовыми крановыми путями. В договоре на аренду должна быть определена ответственность за осуществление всех видов технического обслуживания, надзора и ремонта.

 

5.11. Обязанности по содержанию подъемно-транспортного оборудования в исправном состоянии

5.11.1. Обязанности по содержанию подъемно-транспортного оборудования в исправном состоянии должны быть возложены на инженерно-технических работников (см. пункты 5.11.2 и 5.11.3):

- по оборудованию, поднадзорному Госгортехнадзору России, - приказом начальника порта,

- по остальному оборудованию - приказом начальника грузового района.

Указанные инженерно-технические работники проходят проверку знаний в объеме документов, перечисленных в пункте 4.4.2, а также проверку знания Инструкции для инженерно-технических работников, ответственных за содержание перегрузочных машин, грузозахватных приспособлений, средств укрупнения и рельсовых крановых путей в исправном состоянии, составленной на основании инструкции, приведенной в приложении 9, а также типовой инструкции для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 26 июля 1993 г. № 27 (см. раздел 1 приложения 1, пункт 7.45). Номер и дата приказа о назначении, должность, фамилия, имя, отчество и подпись инженерно-технического работника, ответственного за содержание в исправном состоянии машины, приводятся в паспорте перегрузочной машины, а инженерно-технического работника, ответственного за содержание в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и средств укрупнения, - в журнале учета и осмотра грузозахватных приспособлений и средств укрупнения (см. раздел 8).

Эти сведения заносятся в указанные документы каждый раз после назначения нового ответственного лица. Во время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей возлагается на работника, заменившего его по должности (без занесения его фамилии в указанные документы). Приказ о возложении обязанностей подписывает руководитель подразделения, назначивший заменяемое лицо.

Администрацией порта должны быть созданы условия для выполнения ответственным лицом возложенных на него обязанностей.

5.11.2. Обязанности по обеспечению содержания подъемно-транспортного оборудования в исправном состоянии возлагаются:

а) по группам перегрузочных машин, как подконтрольных, так и не подконтрольных Госгортехнадзору России, а также по грузозахватным органам - на групповых механиков (электромехаников), механиков. По перегрузочным машинам с электрическим приводом могут быть назначены два ответственных лица - раздельно по механической части и по электрооборудованию машины. При этом разрешение на пуск в работу перегрузочной машины после ремонта имеет право выдавать групповой механик, ответственный за содержание механической части машины, или сменный механик, если ремонт производился под его руководством.

Обязанности сменных механиков по содержанию перегрузочных машин в исправном состоянии определяются должностными инструкциями, разработанными с учетом требований Правил Госгортехнадзора России по кранам.

Обязанности по организации содержания в исправном состоянии перегрузочных машин и грузозахватных органов, организации и производства их ремонта, расстановки инженерно-технического и обслуживающего персонала группы механизации возлагаются на заместителя начальника грузового района по механизации и начальника внутрипортовой механизации.

Обязанности по направлению докеров-механизаторов, управляющих перегрузочными машинами, на выполнение работ по техническому обслуживанию перегрузочных машин возлагаются на начальника района;

б) по рельсовым крановым путям - на инженерно-технических работников владельца (или арендатора) причалов и подразделения, на территории которого находятся причалы и тыловые площади, имеющие рельсовые крановые пути.

Обязанности по обеспечению содержания рельсовых крановых путей в исправном состоянии и выполнения докерами-механизаторами обязанностей по техническому обслуживанию рельсовых крановых путей (см. подраздел 5.10) возлагаются на начальника грузового района;

в) по грузозахватным приспособлениям - на инженеров-технологов технологического подразделения или специализированного предприятия, выполняющего его функции. Организация обеспечения исправного состояния грузозахватных приспособлений, их своевременного ремонта и выбраковки является обязанностью заместителя начальника грузового района по эксплуатации;

г) по средствам укрупнения, находящимся в ведении грузовых складов, - на начальников грузовых складов, а находящихся в ведении инвентарного (такелажного) складов - на помощника либо заместителя начальника грузового района по хозяйственной части.

Организация обеспечения исправного состояния средств укрупнения, находящихся в ведении грузовых складов, в целом по грузовому району возлагается на заместителя начальника грузового района по складской части;

д) содержание в исправном состоянии принадлежащих порту приспособлений для крепления грузов на ролл-трейлерах - на работников, назначенных приказом по порту.

5.11.3. Обязанности по содержанию в исправном состоянии подъемно-транспортного оборудования, принадлежащего не грузовому району, а другому подразделению порта, возлагаются на инженерно-технических работников этого подразделения. Обязанности по организации обеспечения исправного состояния возлагаются на начальника этого подразделения или его заместителя.

 

5.12. Особенности технической эксплуатации портовых мобильных кранов

5.12.1. Портовые мобильные краны и портовые портальные мобильные краны (в дальнейшем оба вида мобильных кранов именуются ПМК) получают в морских портах все большее распространение. В настоящее время в морских портах эксплуатируются ПМК, поставленные фирмами «Либхерр» и «Готвальд». ПМК применяются для судовых погрузочно-разгрузочных работ наряду с портальными кранами. В силу новизны конструктивных решений, примененных на ПМК, следует обращать особое внимание на обучение и проверку знаний инженерно-технического персонала и рабочих, управляющих и осуществляющих ТО ПМК. С этими кранами фирмы-изготовители поставляют подробное руководство по эксплуатации, на основе которого в порту должны быть разработаны с учетом местных условий и выданы инженерно-техническим работникам и рабочим, обслуживающим ПМК, должностные инструкции и инструкции по охране труда.

5.12.2. С точки зрения безопасности работы ПМК одним из основных условий является прочность основания (причала) в местах установки плит четырех опорных гидравлических цилиндров (домкратов). Нагрузка на эти плиты в несколько раз превышает нагрузку на колесо портального крана, на которую рассчитаны существующие причалы. Для установки ПМК необходимо получить разрешение проектной организации, имеющей соответствующую лицензию Госстроя России.

5.12.3. В целях безопасной и рациональной работы портовых мобильных кранов на территории причалов и складов в местах установки кранов наносится разметка на покрытиях. Разметку необходимо производить несмывающейся краской, хорошо видимой при естественном и искусственном освещении, либо специальными деталями, вмонтированными в покрытие территории, или другими способами. Места установки мобильных кранов (места установки опорных плит) определяются конструкцией причалов и соответствующими план-схемами установки по данным проектной организации (см. пункт 5.12.2).

5.12.4. Порядок выдачи, перемещения, сдачи портовых мобильных кранов оформляется приказом по порту. Ответственность за перегон ПМК в пределах одного грузового района возлагается на производителя работ. Ответственность за перегон ПМК с одного грузового района на другой возлагается на сменного механика соответствующей группы механизации.

5.12.5. В целях обеспечения перегона портовых мобильных кранов и для обеспечения соблюдения габаритов приближения к штабелям груза по пути перемещения кранов в порту разрабатываются и утверждаются схемы расположения основных проездов мобильных кранов.

5.12.6. Работа ПМК от электрической сети:

а) ответственность за организацию подключения ПМК к береговой сети возлагается на сменного диспетчера грузового района, который принимает решение с учетом возможности подключения и технологии работ;

б) к работе по подключению ПМК к крановым электроколонкам допускаются лица электротехнического персонала, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьей (сменный электромонтер), прошедшие соответствующее обучение;

в) подключение питающего силового кабеля и кабеля вспомогательного питания ПМК производится по распоряжению диспетчера района сменным электромонтером грузового района, на котором находится кран, с привлечением докеров-механизаторов бригады, работающей с краном, под руководством сменного механика грузового района. Лица, осуществляющие подключение и перенос кабеля ПМК, в оперативном отношении подчиняются сменному механику района;

г) перед подключением ПМК к береговой сети сменный механик проверяет техническое состояние питающих силовых кабелей крана, наличие наконечников на концах токоведущих жил кабелей, а также проверяет исправность механической части кабельного барабана, наличие всех электродвигателей кабельного барабана и кнопок управления кабельным барабаном;

д) дежурный электрик осуществляет подключение ПМК в соответствии с требованиями инструкции, разработанной портом на основании требований заводской (фирменной) документации.

 

5.13. Техническая эксплуатация бункеров и бункерных установок

5.13.1. Бункер и бункерная установка (в дальнейшем бункер) изготавливаются в соответствии с утвержденной проектной документацией и должны иметь паспорт.

Бункер должен быть снабжен табличкой с указанием следующих данных: инвентарный номер; масса бункера без груза; год изготовления; фамилия, имя, отчество ИТР, ответственного за содержание бункера в исправном состоянии; срок следующего технического освидетельствования; основные требования техники безопасности. Размер таблички 1000х600 мм, место установки - у входного трапа на портале.

В порту должна быть разработана и утверждена инструкция по безопасной эксплуатации бункеров и бункерных установок, которой руководствуются:

- сменный диспетчер района;

- лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами (производитель работ);

- инженерно-технический работник, ответственный за содержание бункеров в исправном состоянии;

- сменный механик перегрузочных машин грузового района.

5.13.2. Контроль за техническим состоянием и эксплуатацией бункеров осуществляется следующим образом:

а) приказом начальника грузового района назначаются: инженерно-технический работник, ответственный за содержание бункеров в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами - производители работ;

б) бункеры, находящиеся в работе, подвергаются периодическому техническому освидетельствованию не реже одного раза в 12 месяцев. Внеочередное техническое освидетельствование проводится после:

- ремонта расчетных металлических конструкций бункера с заменой элементов или узлов с применением сварки,

- установки бункера на новое место работы (после переноса с использованием плавкрана);

в) техническое освидетельствование бункера проводится инженерно-техническим работником отдела механизации при участии ИТР, ответственного за содержание бункера в исправном состоянии;

г) периодический осмотр осуществляется комиссией района под председательством заместителя начальника района по механизации с участием инженерно-технического работника, ответственного за содержание бункера в исправном состоянии. Периодические осмотры проводятся один раз в три месяца согласно графику, утвержденному начальником района. Результаты осмотра записываются в журнал периодических и оперативных осмотров бункеров;

д) оперативные осмотры проводятся раз в 15 дней согласно графику, утвержденному заместителем начальника района по механизации. Результаты осмотров записываются в журнал периодических и оперативных осмотров бункеров;

е) ежесменный осмотр осуществляется сменным механиком района по соответствующей группе машин. Ежесменный осмотр проводится перед началом, в процессе и по окончании смены и обязательно после перестановки бункера. Результаты осмотра записываются в вахтенный журнал сменного механика;

ж) при проведении периодического, оперативного и ежесменного осмотров производится проверка на:

- отсутствие повреждений металлоконструкций портала и емкости, трапов, площадок, ограждений (погнутых элементов, вмятин, разрывов, трещин и т.д.),

- отсутствие повреждений сварных швов,

- исправность спускных рукавов и затворов (отсутствие разрывов, трещин и др.),

- отсутствие повреждений штатных стропов и рымов для переноса бункера,

- наличие и исправность страховочного троса,

- исправность крепления противовесов к бункеру,

- исправность электрооборудования бункеров (при наличии),

- исправность механизмов передвижния и ходовых тележек бункерных установок,

- отсутствие незакрепленных предметов на бункере,

- исправность канатов и лебедок телескопических лотков,

- наличие таблички в соответствии с пунктом 5.13.1,

- устранение замечаний, выявленных при предыдущих осмотрах бункеров.

Проверка осуществляется внешним осмотром с земли, с площадок и трапов, расположенных на бункере. Сварные швы проверяются визуальным осмотром. Осмотр сварных швов производится по всей протяженности с двух сторон невооруженным глазом.

5.13.3. В обязанности инженерно-технического работника, ответственного за содержание бункеров в исправном состоянии, входит:

- обеспечение содержания бункера в технически исправном состоянии;

- составление графиков оперативных осмотров;

- составление графиков периодических осмотров;

- выполнение оперативных и периодических осмотров согласно графикам с записью результатов осмотров в журнале осмотров;

- запрещение эксплуатации бункеров, при выявлении неисправностей, влияющих на безопасную эксплуатацию бункера или создающих опасность для работающих;

- принятие мер по устранению замечаний, выявленных при осмотрах бункера и в процессе его эксплуатации;

- контроль за работой сменных механиков в части выполнения инструкции по эксплуатации бункера.

5.13.4. В обязанности производителя работ входит:

- организация производства работ с соблюдением правил и мер безопасности труда, руководствуясь утвержденными рабочими технологическими картами или временными технологическими инструкциями перегрузки (ВТИП), а при их отсутствии - планами организации работ (ПОР);

- инструктаж рабочих по безопасным приемам ведения работ на бункере;

- запрещение нахождения на бункере лиц, не имеющих прямого отношения к производимой работе;

- обеспечение безопасных условий для работающих на бункере докеров-механизаторов;

- прекращение работы с применением бункера при недостаточной освещенности;

- немедленное прекращение работы при обнаружении неисправностей бункера, принятие мер по их устранению, доклад сменному диспетчеру района;

- перед началом, в процессе и по окончании работы обеспечение чистоты и порядка на бункере;

- не допускать повреждений бункера в процессе перестановки и работы.

5.13.5. Контроль за работой ИТР, ответственного за содержание бункеров в исправном состоянии, осуществляет заместитель начальника района по механизации.

Контроль за работой лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами при использовании бункеров, осуществляет сменный диспетчер района и заместитель начальника района по эксплуатации.

5.13.6. В случае передачи бункера с одного района на другой, передача оформляется актом, и бункер закрепляется приказом по району за ИТР, ответственным за содержание бункеров в исправном состоянии. Назначение ответственного за содержание бункера в исправном состоянии является обязанностью начальника района.

5.13.7. После выполнения текущего или капитального ремонта, ввод в эксплуатацию отремонтированного бункера осуществляется комиссией под председательством заместителя начальника района по механизации с участием представителя отдела механизации, ответственного лица, ремонтировавшего бункер, ИТР, ответственного за содержание бункеров в исправном состоянии, и инженера по технике безопасности. Результаты приемки оформляются актом. Акт утверждается начальником отдела механизации и подшивается в техническое дело бункера.

5.13.8. Производство работ с использованием бункеров и бункерных установок:

а) при работе на бункер портальными кранами сменный механик перегрузочных машин грузового района выполняет ежесменный осмотр бункера, докладывает результаты осмотра сменному диспетчеру района и производит запись в вахтенном журнале сменного механика;

б) в обязанности лица, ответственного за безопасное производство работ, входит проверка:

- устойчивости бункера,

- надежности крепления противовесов,

- исправности трапов, площадок и леерных ограждений,

- симметричность установки бункера относительно оси ж.д. путей,

- отсутствия незакрепленных предметов на бункере,

- наличия страховочного троса;

в) по результатам проверки бункера лицо, ответственное за безопасное производство работ, производит запись в соответствующем журнале - вахтенном журнале диспетчера, стивидора;

г) при выявлении неисправностей бункера, влияющих на безопасность, производитель работ не начинает или прекращает работу и докладывает диспетчеру района для принятия необходимых мер;

д) производитель работ в течение смены обеспечивает правильную и безопасную эксплуатацию бункера, не допускает его повреждений и принимает меры по своевременному устранению нарушений.

5.13.9. Перестановка бункера на новое место производится под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, и сменного механика по указанию диспетчера района.

После перестановки бункера сменный механик производит осмотр бункера в объеме ежесменного осмотра, делает запись в вахтенном журнале сменного механика и докладывает диспетчеру.

Производитель работ после перестановки бункера проверяет бункер в объеме, указанном в инструкции.

5.13.10. Нахождение докеров-механизаторов внутри емкости бункера с грузом запрещается. Как исключение, допускается нахождение рабочего в емкости бункера для выполнения определенной работы под личным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, с соблюдением следующих условий:

а) работа кранов должна быть прекращена;

б) все затворы на бункере должны быть закрыты;

в) на решетку в емкости бункера должен быть уложен настил;

г) все рабочие, находящиеся в емкости бункера, имеют предохранительные пояса со страховочным концом, который должен надежно крепиться к металлоконструкции бункера.

5.13.11. Для наблюдения за рабочими, находящимися в емкости, и в случае необходимости для оказания им помощи на верхней площадке бункера должно находиться лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

5.13.12. В случаях, когда груз не ссыпается из бункера в вагон через спускные рукава (затворы), старший вагонного (кордонного) звена прекращает работу крана, ставит в известность производителя работ и под его руководством производится очистка рукавов (затворов) и ликвидация зависания груза. Работа выполняется двумя докерами, стоящими на крыше вагона, которые снизу через затвор, вертикальными движениями ломика, производят очистку затвора.

5.13.13. Запрещается использовать бункер как накопитель груза.

5.13.14. По окончании работ производитель работ обязан:

а) потребовать от бригадира докеров-механизаторов, чтобы была произведена очистка трапов и площадок бункера от грязи, пыли и груза, проверить выполнение работы, при необходимости сделать отметку в наряд-задании (наряде) о качестве выполнения работ;

б) доложить сменному диспетчеру района обо всех неисправностях, выявленных в процессе работы, для принятия мер по их устранению.

ПРОДОЛЖЕНИЕ...

vkontakte facebook twitter

ЗАО "ЦНИИМФ"