Корзина
2 отзыва
+79218738350
ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ РД 31.1.02-04 часть 3
Производители
Контакты
ООО "Кранремпроект" - изготовление, монтаж, ремонт, модернизация грузоподъемных кранов
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7921873-83-50
Андрей Владимирович
РоссияСанкт-ПетербургНабережная реки Екатерингофки, д.29/31.
Карта

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ РД 31.1.02-04 часть 3

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ  РД 31.1.02-04 часть 3

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ

6. Технический надзор

 

6.1. Общие положения

6.1.1. Одним из основных условий выполнения требований промышленной безопасности является осуществление местного технического надзора за эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, а также надзора за производством работ по перемещению грузов. Требования к местному техническому надзору приведены в «Правилах организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263. В пункте 3 данных Правил сказано: «каждая эксплуатирующая организация на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта». Применительно к надзору за оборудованием, поднадзорным Госгортехнадзору России, требования к надзору и обслуживанию приведены в разделе 9.4 Правил Госгортехнадзора России по кранам.

Местный портовый технический надзор осуществляется путем проведения технических освидетельствований, оперативных и периодических осмотров групповыми механиками грузовых районов (см. подразделы 6.2 и 6.3), а также инженерно-техническими работниками, на которых приказом по порту возложены обязанности по надзору за содержанием оборудования в исправном состоянии.

6.1.2. В функции местного портового технического надзора входят:

- надзор за безопасной эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, контроль выполнения требований ПТЭ и соответствующих Правил, перечисленных в пункте 4.4.2;

- надзор за безопасным производством работ и соблюдением технологической дисциплины при перемещении грузов;

- проведение технических освидетельствований перегрузочных машин, грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и рельсовых крановых путей в соответствии с ПТЭ;

- надзор за монтажом и ремонтом подъемно-транспортного оборудования;

- контроль за выполнением предписаний органов государственного надзора и указаний местного надзора;

- контроль за выполнением графиков и сроков осмотра и ремонта подъемно-транспортного оборудования, сроков обследования кранов, отработавших нормативный срок;

- проверка наличия производственных инструкций для докеров-механизаторов, для рабочих по техническому обслуживанию и ремонту, для инженерно-технических работников, ответственных за содержание подъемно-транспортного оборудования в исправном состоянии, для лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов;

- участие в расследовании и анализе аварий, несчастных случаев и происшествий;

- участие в работе квалификационной комиссии по аттестации и проверке знаний у рабочих и участие в работе комиссии по проверке знаний у инженерно-технических работников.

6.1.3. Местный портовый технический надзор осуществляется:

а) за безопасной эксплуатацией перегрузочных машин, рельсовых крановых путей, электрических колонок путем:

- оперативного и периодического осмотров,

- технического освидетельствования и выборочного осмотра, выполняемого инженерно-техническими работниками по надзору в порту,

б) за безопасной эксплуатацией грузозахватных приспособлений путем:

- оперативных и периодических осмотров, проводимых инженерно-техническими работниками грузовых районов, а при наличии в порту специализированного предприятия, выполняющего функции технологического подразделения - инженерно-техническими работниками этого подразделения,

- технических освидетельствований, проводимых инженерно-техническими работниками подразделений порта, осуществляющих изготовление, реконструкцию и ремонт этого оборудования,

- выборочных осмотров, выполняемых инженерно-техническими работниками по надзору в порту,

в) за безопасным производством работ по перемещению грузов и соблюдением технологической дисциплины путем:

- проверок оперативно-распорядительским составом в соответствии с Правилами охраны труда в морских портах,

- периодических проверок, выполняемых инженерно-техническими работниками по надзору в порту.

6.1.4. Обязанности по надзору в порту могут быть возложены:

а) по надзору за безопасной эксплуатацией перегрузочных машин и грузозахватных органов - на инженерно-технических работников отдела механизации;

б) по контролю за безопасным производством работ по перемещению грузов в соответствии с действующей технологией и за содержанием в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и средств укрупнения - на инженерно-технических работников технологического отдела;

в) по надзору за безопасной эксплуатацией рельсовых крановых путей - на инженерно-технических работников отдела гидротехнических и инженерных сооружений;

г) по надзору за безопасной эксплуатацией электрических колонок - на инженерно-технических работников отдела главного энергетика в соответствии с подпунктом «г» пункта 4.5.5;

д) при создании в порту специализированного подразделения по надзору (см. пункт 4.5.6) - на инженерно-технических работников этого подразделения в соответствии с Правилами Госгортехнадзора России по кранам.

6.1.5. Рекомендуемая численность инженерно-технических работников по надзору устанавливается:

- по надзору за безопасной эксплуатацией перегрузочных машин, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, - один инженерно-технический работник на каждые 50 машин;

- по надзору за безопасной эксплуатацией перегрузочных машин, не подконтрольных органам Госгортехнадзора России, - один инженерно-технический работник на каждые 150 машин;

- по надзору за безопасной эксплуатацией грузозахватных приспособлений и средств укрупнения и по надзору за безопасным производством работ - по одному инженерно-техническому работнику на каждый грузовой район порта.

6.1.6. Инженерно-технические работники по надзору в порту назначаются приказом по порту после проверки у них знания документов, перечисленных в пункте 4.4.2, выдачи им удостоверения, а также инструкции для инженерно-технических работников по надзору в порту, составленной на основании инструкции, приведенной в приложении 10, и Типовой инструкции для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 26 ноября 1993 г. № 42 (см. раздел 1 приложения 1, пункт 7.43).

Инженерно-технические работники по надзору должны работать по плану, утвержденному главным инженером порта. Во время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия инженерно-технического работника по надзору выполнение его обязанностей возлагается приказом по порту на другого работника, прошедшего проверку знаний и имеющего соответствующее удостоверение.

6.1.7. Инженерно-технические работники по надзору в своей работе руководствуются ПТЭ, инструкциями, правилами и другими руководящими материалами по эксплуатации перегрузочных машин и охране труда. Инженерно-технические работники по надзору за безопасной эксплуатацией рельсовых крановых путей руководствуются также требованиями Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий (РД 31.35.10-86).

6.1.8. При выявлении нарушений ПТЭ, при несоблюдении требований охраны труда при производстве работ по перемещению грузов и нарушении технологической дисциплины, а также при невыполнении требований по техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования инженерно-технические работники по надзору принимают меры к устранению этих нарушений, а в необходимых случаях прекращают работу, поставив в известность администрацию соответствующего подразделения порта.

 

6.2. Оперативный осмотр

6.2.1. Оперативный осмотр осуществляется в порядке надзора, с целью своевременного предупреждения и устранения неисправностей, а также для контроля выполнения инженерно-техническими работниками требований ПТЭ, а портовыми рабочими, управляющими перегрузочными машинами, и рабочими по техническому обслуживанию и ремонту - инструкций. Оперативный осмотр проводят инженерно-технические работники, ответственные за содержание подъемно-транспортного оборудования в исправном состоянии. Допускается проведение оперативного осмотра сменными механиками.

6.2.2. Оперативный осмотр перегрузочных машин осуществляется не реже одного раза в месяц независимо от режима работы машины.

Рекомендуется оперативный осмотр проводить перед техническим обслуживанием. В порядке оперативного осмотра перегрузочных машин проводят:

а) осмотр агрегатов и механизмов перегрузочных машин;

б) проверку:

- состояния металлоконструкций, канатов, болтовых и других креплений с учетом рекомендаций РД 31.44.37-89 «Краны портальные морских портов. Контроль состояния металлоконструкций»,

- работу тормозов и систем управления,

- действия приборов безопасности (проверка ограничителя грузоподъемности, см. пункт 6.4.2.9),

- работы двигателей,

- состояния электрооборудования,

- выполнения полученных ранее указаний докерами-механизаторами и рабочими по техническому обслуживанию и ремонту перегрузочных машин.

При оперативных осмотрах ролл-трейлеров особое внимание следует обращать на крепление колес, состояние грузовых шин, штыковых замков (или откидных планок) на платформе, настила платформы, паза для ввода клыка гузнека. Кроме этого, проверяется четкость обозначения регистрационного номера, грузоподъемности, массы тары, допустимой нагрузки на переднюю опору и на ось.

Номера машин, подвергнутых оперативному осмотру, заносят в журнал группового механика (электромеханика) с указанием результатов осмотра и перечня работ по техническому обслуживанию и ремонту, которые должны быть выполнены. В случае проведения осмотра сменным механиком результаты осмотра записываются в журнал группового механика. Указания по устранению неисправностей, замеченных при осмотре перегрузочных машин, и по проведению работ по техническому обслуживанию докерами-механизаторами, управляющими перегрузочными машинами, и рабочими по техническому обслуживанию и ремонту записывают в вахтенный журнал сменного механика, а для кранов, перегружателей и других машин - и в вахтенный журнал машины.

Оперативные осмотры проводят по графикам, утвержденным заместителем начальника района по механизации, а в других подразделениях - начальником подразделения.

6.2.3. Оперативный осмотр грузозахватных органов проводят инженерно-технические работники, ответственные за их содержание в исправном состоянии, с записью в своем журнале.

Оперативный осмотр грузозахватных органов, не закрепленных постоянно за машинами, должен выполняться сменным механиком непосредственно перед использованием, с записью в журнале сменного механика.

6.2.4. Оперативный осмотр грузозахватных приспособлений проводят рабочие подразделения, указанного в пункте 5.8.7, перед выдачей и при приемке, а также производитель работ и рабочие комплексных бригад, получающие грузозахватные приспособления на инвентарном (такелажном) складе, - перед использованием. Оперативный осмотр поддонов и пакетирующих стропов проводит персонал инвентарного (такелажного) и грузового складов при выдаче, а также рабочие комплексных бригад при получении для формирования пакетов. Осмотр проводится неоднократно в течение смены, а также и при возвращении на инвентарный (такелажный) или грузовой склад.

Осмотр производится в соответствии с инструкцией, определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели, а также методы устранения обнаруженных повреждений. Такая инструкция должна быть поставлена в составе технической документации изготовителя. При отсутствии в составе технической документации такой инструкции она разрабатывается портом в соответствии с рекомендациями, приведенными в Правилах Госгортехнадзора России по кранам.

6.2.5. Оперативный осмотр наземной части рельсовых крановых путей выполняется не реже одного раза в месяц инженерно-техническим работником, ответственным за их содержание в исправном состоянии. При осмотре проверяется соответствие рельсовых путей инструкции завода-изготовителя по эксплуатации крана, а также проверяются: крепления рельсов к основанию, соединения рельсов, зазоры в стыках рельсов, отсутствие трещин, накатов, изломов головки рельсов, состояние прирельсовых канавок и водоотводящих отверстий, железобетонных шпал, балок или плит, на которых уложены рельсы, состояние заземлений, тупиковых упоров, других элементов кранового пути. По результатам осмотра делается запись в Журнале технического надзора по форме, приведенной в Правилах технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий (РД 31.35.10-86).

 

6.3. Периодический осмотр

6.3.1. Периодический осмотр проводится в порядке надзора, с целью тщательной проверки технического состояния подъемно-транспортного оборудования и сбора сведений, необходимых для подготовки очередных плановых ремонтов.

6.3.2. Периодический осмотр перегрузочных машин проводится комиссией. В состав комиссии входят инженерно-технический работник, ответственный за содержание осматриваемой машины в исправном состоянии, а также другие инженерно-технические работники. Комиссия назначается распоряжением заместителя начальника района по механизации по согласованию с начальником отдела механизации. При периодических осмотрах комиссия выполняет следующее:

- проверяет и наблюдает в работе все механизмы и агрегаты механической части и электрооборудования;

- проводит осмотр металлоконструкций, исправное состояние которых имеет первостепенное значение в обеспечении безопасности работы оборудования;

- проверяет работу приборов безопасности, в том числе и ограничителя грузоподъемности (с грузом);

- проверяет состояние электропроводки и заземления;

- устанавливает неотложные ремонтные работы и уточняет перечень запасных частей, подлежащих заказу для выполнения очередных плановых ремонтов;

- проверяет грузозахватные органы, постоянно приписанные к машинам;

- проверяет не установленные на машины и не приписанные к ним грузозахватные органы (см. пункт 5.7.1).

Наиболее ответственным является осмотр несущих металлоконструкций, который следует проводить с учетом рекомендаций РД 31.44.37-89 «Краны портальные морских портов. Контроль состояния металлоконструкций», а также подраздела 6.5 настоящих ПТЭ.

Основной целью осмотра является, так же как при обследовании (см. подраздел 6.5), выявление трещин и деформаций в ответственных элементах металлоконструкций, а также уменьшение толщины таких элементов из-за коррозии. В условиях порта трещина может быть обнаружена в результате визуального осмотра. В случае, если наличие обнаруженной визуально трещины вызывает сомнение, можно использовать вихретоковые приборы (они позволяют вести замеры без очистки поверхности от краски) или методы капиллярной дефектоскопии. Уменьшение первоначальной толщины металла в результате коррозии можно обнаружить при помощи ультразвукового толщиномера.

Результаты периодических осмотров оформляются актом по форме, указанной в приложении 15.

Заключение комиссии по акту осмотра групповой механик записывает в свой журнал. Акт периодического осмотра перегрузочных машин, не подконтрольных органам Госгортехнадзора России, допускается оформлять на группу машин одной модели.

Периодические осмотры перегрузочных машин проводятся по графику, составленному заместителем начальника района по механизации и согласованному с начальником отдела механизации.

Осмотры проводятся 1 раз в квартал (через три месяца), а также перед каждой постановкой машины на плановые ремонты всех категорий и перед окончанием и началом навигации (в портах с навигационным режимом работы).

6.3.3. Периодический осмотр грузозахватных приспособлений проводят инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузозахватных приспособлений в исправном состоянии, в сроки:

- стропы - через каждые 10 дней;

- ковши, сетки, клещи, короба под мясопродукты и различные захваты (в том числе автоматические) для кип, рулонов, бочек, мешков, ящиков, металла и других грузов - через месяц;

- рамы, траверсы, балки и балансиры - через месяц.

При осмотрах грузозахватных приспособлений проверяют состояние конструктивных элементов с целью выявления деформаций, трещин, износа, заклинивания трущихся деталей, проверки наличия смазки в шарнирах и сохранности маркировки, а также выполнения требований, предусмотренных технической документацией. Результаты периодических осмотров грузозахватных приспособлений должны быть записаны в Журнале учета и осмотра грузозахватных приспособлений (см. раздел 8).

6.3.4. Периодический осмотр наземной части рельсовых крановых путей портальных кранов и перегружателей проводится не реже одного раза в три месяца комиссией, назначаемой начальником района по согласованию с начальником отдела механизации или с руководителем подразделения по надзору, если в порту создано такое подразделение.

В комиссии должны участвовать инженерно-технические работники, ответственные за содержание в исправном состоянии осматриваемых участков путей, и инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией рельсовых крановых путей. Периодический осмотр проводится для проверки состояния крановых путей в порядке надзора за их безопасной эксплуатацией и выполнением мероприятий, намечаемых по результатам оперативного и ежесменного осмотра. Состав проверок приведен в 6.2.5.

Результаты периодического осмотра записываются в Журнал технического надзора (по форме, приведенной в Правилах технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий (РД 31.35.10-86), инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией рельсовых крановых путей. При необходимости запись в Журнале делается на всю страницу, без соблюдения граф.


6.4. Техническое освидетельствование

 

6.4.1. Общие положения

6.4.1.1. При техническом освидетельствовании проводят комплексную проверку исправности подъемно-транспортного оборудования и соответствия его технического обслуживания действующим правилам и инструкциям. Техническое освидетельствование перегрузочных машин, грузозахватных органов и грузозахватных приспособлений осуществляют инженерно-технические работники по надзору в порту в присутствии инженерно-технического работника, ответственного за содержание проверяемого оборудования в исправном состоянии.

6.4.1.2. Состав и периодичность технического освидетельствования зависят от вида подъемно-транспортного оборудования.

 

6.4.2. Техническое освидетельствование кранов и контейнерных перегружателей

6.4.2.1. Техническое освидетельствование кранов и контейнерных перегружателей производится по Правилам Госгортехнадзора России по кранам, если в инструкции по эксплуатации, поставленной заводом-изготовителем, не приведены другие указания. Техническое освидетельствование береговых кранов и контейнерных перегружателей проводится:

- полное - не реже одного раза в 3 года;

- частичное - не реже одного раза в год.

Краны, отработавшие нормативный срок, подвергаются полному техническому освидетельствованию в составе обследования, проводимого в соответствии с действующими к моменту обследования требованиями Госгортехнадзора России.

Полное техническое освидетельствование может быть первичным (при установке нового крана или перегружателя), внеочередным и периодическим (очередным) и включает осмотр, статические и динамические испытания. При статических испытаниях необходимо осуществлять оптический контроль остаточной деформации металлоконструкции крана. При динамических испытаниях необходимо контролировать нагрев электрооборудования при продолжительности испытаний, соответствующей требованиям международного стандарта ИСО 4310/1-81 «Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний». При частичном техническом освидетельствовании проводят только осмотр, опробование в работе с номинальным грузом и проверку ОГП контрольным грузом. Статические и динамические испытания не проводятся.

Состав проверок, объекты осмотра, порядок проведения статических и динамических испытаний, условия, при которых проводят внеочередные освидетельствования, и другие вопросы, связанные с техническим освидетельствованием кранов и перегружателей, определяются Правилами Госгортехнадзора России по кранам и ПТЭ.

6.4.2.2. Испытания при периодическом и внеочередном технических освидетельствованиях грузоподъемных кранов, имеющих одну или несколько грузовых характеристик, проводятся в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана. После установки на кран нового сменного стрелового оборудования испытание проводится в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана при установленном оборудовании. Периодическое испытание кранов, имеющих сменное стреловое оборудование, проводят с установленным для работы оборудованием.

При периодическом и внеочередном освидетельствовании испытания грузоподъемных кранов стрелового типа, не имеющих механизма изменения вылета стрелы (стрела поддерживается оттяжкой), проводится при установленном на момент испытания вылете. С этим же вылетом стрелы при условии удовлетворительных результатов технического освидетельствования разрешается последующая работа крана.

6.4.2.3. Первичное техническое освидетельствование железнодорожных, гусеничных, пневмоколесных, автомобильных и других кранов, поставляемых в собранном виде, портом выполняется в объеме частичного (без грузовых испытаний) технического освидетельствования в случаях, если указанные краны были подвергнуты полному первичному техническому освидетельствованию заводом-изготовителем и об этом имеется запись в паспорте крана.

После проведения специализированным предприятием ремонта, реконструкции, а также других работ, указанных в Правилах Госгортехнадзора России по кранам, это предприятие выполняет полное техническое освидетельствование до передачи крана владельцу. Дата и результаты испытания должны быть записаны в паспорте.

6.4.2.4. После замены у кранов изношенных грузовых, стреловых, вантовых или других канатов, а также во всех случаях их перезапасовки должна проводиться проверка надежности крепления концов канатов, а также обтяжка канатов в соответствии с Правилами Госгортехнадзора России по кранам. Обтяжкой должен руководить инженерно-технический работник, ответственный за содержание крана в исправном состоянии (групповой механик), а в его отсутствие - сменный механик. Сведения о выполненных работах, а также результаты проверки запасовки и крепления концов канатов должны быть занесены в журнал группового механика и в паспорт крана.

6.4.2.5. Статическое испытание контейнерных перегружателей производится нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 25%. Контрольным грузом является загруженный открытый контейнер типа 1А или контейнер-платформа длиной 12,1 м. Груз необходимо укладывать со смещением его центра массы от поперечной и продольной осей контейнерной платформы на 0,1 ее длины и 0,1 ширины.

Контейнер или контейнер-платформу поднимают с помощью контейнерного захвата на высоту 200-500 мм и выдерживают в таком положении в течение 10 мин, после чего груз опускают и перегружатель проверяют на отсутствие остаточной деформации, трещин и других повреждений главного моста и консолей. Грузовую тележку с контрольным грузом при статическом испытании устанавливают между опорами (ногами) перегружателя и на консолях в положениях, отвечающих наибольшему прогибу (вылету).

При динамическом испытании контейнерного перегружателя поднимают и опускают контрольный груз, превышающий грузоподъемность контейнерного захвата на 10%, без смещения центра массы груза по отношению к продольной и поперечной осям контейнера и проверяют исправность действия всех механизмов. Допускается проводить динамическое испытание нагрузкой, равной грузоподъемности контейнерного захвата перегружателя, со смещением центра массы груза на 0,1 длины и 0,1 ширины контейнера.

В случае, если перегружатель имеет сменные захваты для подъема различных типов контейнеров, статическому и динамическому испытаниям должен быть подвергнут каждый захват.

6.4.2.6. Техническое освидетельствование установленных на кранах сосудов, работающих под давлением, производят в соответствии с правилами и нормативными документами, указанными в 4.4.2.

6.4.2.7. Результаты технического освидетельствования кранов и перегружателей записывает в паспорт инженерно-технический работник по надзору с указанием срока следующего освидетельствования.

6.4.2.8. Запись результатов технического освидетельствования в паспорте должна удостоверять, что вновь установленный кран или перегружатель смонтирован и установлен в соответствии с требованиями Правил Госгортехнадзора России по кранам, требованиями заводской инструкции и выдержал испытания, а кран, находящийся в эксплуатации, соответствует требованиям Правил Госгортехнадзора России по кранам, находится в исправном состоянии и выдержал испытания.

6.4.2.9. Грузовые районы и другие подразделения порта должны иметь контрольные грузы для проведения периодических испытаний ограничителя грузоподъемности (ограничителя грузового момента), а также для проведения статических и динамических испытаний кранов и контейнерных перегружателей. Для определения веса контрольного груза, который может быть составлен из нескольких частей, необходимо иметь динамометр, прошедший метрологическую проверку и подвешиваемый на крюк крана. Если контрольный груз не является монолитом, вес которого определен при изготовлении и оформлен актом изготовителя, взвешивание груза следует производить перед каждым испытанием.

Копию акта изготовителя монолита или акта о результатах взвешивания контрольного груза следует включать в состав записи о результатах испытания. В акте о результатах взвешивания должны быть приведены данные о динамометре, результаты взвешивания груза или его частей и перечислены члены комиссии, подписывающие акт. Испытания ограничителя грузоподъемности должен проводить инженерно-технический работник, ответственный за содержание крана в исправном состоянии, в сроки, установленные инструкцией завода-изготовителя, с записью о результатах испытания в журнале группового механика. При отсутствии указаний завода-изготовителя по периодичности испытаний ограничителя грузоподъемности его проверяют при периодических осмотрах крана или контейнерного перегружателя.

 

6.4.3. Техническое освидетельствование машин внутрипортовой механизации

6.4.3.1. Техническое освидетельствование машин внутрипортовой механизации подразделяется на:

- первичное, которое осуществляется при поступлении в порт новой машины, после регистрации ее в отделе механизации;

- периодическое (очередное) - не реже одного раза в год;

- внеочередное - после капитального ремонта и реконструкции (см. пункт 6.4.3.3).

6.4.3.2. При первичном, периодическом и внеочередном технических освидетельствованиях машины внутрипортовой механизации подвергаются:

- осмотру, при котором должны быть осмотрены и проверены в работе металлоконструкции (рама), привод, сцепление, коробка передач и механизм обратного хода, карданный вал, передний (ведущий) мост, рулевое управление, задняя (управляемая) ось, тормозная система, ходовая часть, система питания, аккумуляторные батареи, генератор и стартер, приборы зажигания, приборы освещения и сигнализации, грузоподъемник, гидравлическая система и т.д.;

- динамическому испытанию с номинальным грузом, если в заводской инструкции не указаны иные условия испытаний.

6.4.3.3. Внеочередное техническое освидетельствование машины внутрипортовой механизации проводят после реконструкции, вызывающей повышение действующих напряжений в элементах машины (увеличение грузоподъемности или грузового момента, изменение или перераспределение собственной массы машины, увеличение высоты подъема груза и т.п.).

При внеочередном техническом освидетельствовании машину подвергают осмотру, а также статическому и динамическому испытаниям в порядке, определенном организацией, разработавшей проект реконструкции.

6.4.3.4. Внеочередное техническое освидетельствование машины после капитального ремонта или реконструкции проводит предприятие, выполнившее ремонт, а в случае выполнения капитального ремонта портом - инженерно-технический работник по надзору в порту.

6.4.3.5. Результаты технического освидетельствования машины записывает в паспорт лицо, проводившее техническое освидетельствование. При удовлетворительных результатах технического освидетельствования лицо, его проводившее, записывает в паспорт разрешение на пуск в работу с указанием даты очередного освидетельствования.

В случае выявления дефектов машина к работе не допускается, о чем в паспорте должна быть сделана мотивированная запись.

 

6.4.4. Техническое освидетельствование грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и средств укрупнения

6.4.4.1. Техническое освидетельствование грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и средств укрупнения проводят на предприятии, осуществляющем их изготовление, ремонт или реконструкцию.

При техническом освидетельствовании должны подвергаться:

- грузозахватные органы - осмотру и испытаниям в соответствии с указаниями завода-изготовителя или организации, разработавшей проект грузозахватного органа;

- грузозахватные приспособления - осмотру и испытаниям нагрузкой, превышающей номинальную грузоподъемность на 25%;

- средства укрупнения - осмотру и испытаниям по программе, составленной организацией, разработавшей проект средства укрупнения.

Результаты технического освидетельствования должны быть занесены в паспорт или в акт технического освидетельствования отделом технического контроля предприятия-изготовителя, предприятия, осуществившего ремонт или реконструкцию, а в порту - в Журнал учета изготовленных грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и средств укрупнения (форма 7 приложения 14) или в Журнал учета и осмотра грузозахватных приспособлений и средств укрупнения (форма 8 приложения 14).

6.4.4.2. Контейнерные захваты портальных контейнеровозов и контейнерных автопогрузчиков следует во время освидетельствования (при отсутствии заводской программы испытаний) подвергать динамическому испытанию вместе с машиной, за которой они закреплены. При этом на захвате должен находиться контрольный груз (открытый контейнер и т.п.) с массой брутто, равной наибольшей грузоподъемности захвата, и со смещением центра массы на 0,1 длины и 0,1 ширины контейнера. В процессе испытания центр массы контрольного груза должен быть смещен попеременно в каждое из четырех возможных положений относительно штыков контейнерного захвата. Для каждого положения центра массы контейнера производятся все рабочие движения машины, включая передвижение, с максимальными ускорениями при пуске и остановке механизмов.

6.4.4.3. Гузнеки следует испытывать во время технического освидетельствования по указаниям завода-изготовителя. При отсутствии в заводской документации таких указаний гузнеки подвергаются динамическому испытанию вместе с тягачом и ролл-трейлером. При этом ролл-трейлер должен быть выбран с учетом грузоподъемности испытуемого гузнека, а загрузка полуприцепа должна обеспечивать максимальную нагрузку на переднюю стойку, которая (нагрузка) указана на ролл-трейлере.

 

6.4.5. Техническое освидетельствование рельсовых крановых путей

6.4.5.1. Техническое освидетельствование наземной части рельсовых крановых путей портальных кранов и перегружателей проводит инженерно-технический работник по надзору за их безопасной эксплуатацией с привлечением специалистов по выполнению инструментальных замеров параметров пути и при участии инженерно-технического работника, ответственного за содержание путей в исправном состоянии. Основной задачей технического освидетельствования является проверка укладки рельсов путем проведения нивелировки и замеров колеи с целью проверки соблюдения допусков на укладку рельсовых крановых путей и при необходимости проведения мероприятий по устранению обнаруженных отступлений. Следует учитывать, что укладка рельсовых крановых путей оказывает серьезное влияние на состояние металлоконструкций портала, а также на работу электродвигателей и составных частей механизма передвижения. Последствия сужения или расширения колеи, когда реборды колес упираются в головку рельса, или последствия загрязнения прирельсовых канавок очевидны - происходит перегрузка двигателей, раскатывание реборд, вплоть до их излома. Менее очевидными, но не менее опасными по своим последствиям являются нарушения высотных отметок головок рельсов. Портал крана представляет собой пространственную раму, опирающуюся на рельсы (через тележки) в четырех точках. Эти четыре точки должны лежать в одной плоскости, иначе портал под действием веса крана перекашивается и, если неточность укладки рельсов по высоте оказывается достаточно большой, портал не только перекашивается, но и опирается на три точки (или даже на две точки одной диагонали портала) вместо четырех. В результате многократного цикличного перекоса портала при передвижении крана и при вращении его поворотной части в балках оголовка портала могут появиться усталостные трещины, а электродвигатели и опорные элементы крана, а также рельсы оказываются под нагрузкой, которая может на 30-50% превышать расчетную. Ограничению этой перегрузки служат допуски на укладку рельсового пути, которые приводятся в указаниях завода-изготовителя крана, а при отсутствии таких указаний - допуски, приведенные в Правилах Госгортехнадзора России по кранам. К сожалению, даже если укладка соответствует этим допускам, указанная перегрузка может иметь место на отдельных участках пути. Поэтому настоятельно рекомендуется проводить дополнительную проверку укладки рельсового пути на разновысотность путем специальной обработки данных нивелировки и последующей рихтовки отдельных участков пути по указаниям, приведенным в Правилах технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий (РД 31.35.10-86). Смысл этой проверки заключается в том, чтобы по результатам нивелировки выявить и исправить те участки кранового пути, где высотная отметка одной из четырех опорных точек крана окажется ниже или выше плоскости, проведенной через три остальных опорных точки, более чем на 12 мм.

Кроме инструментальной проверки укладки путей, при техническом освидетельствовании проверяются все элементы, перечисленные в пункте 6.2.5.

При техническом освидетельствовании крановых путей также следует пользоваться «Руководством по техническому контролю гидротехнических сооружений морского транспорта» РД 31.3.3-97 и «Положением об организации технического контроля гидротехнических сооружений морского транспорта» РД 31.3.4-97.

Результаты технического освидетельствования отражаются в акте (форма акта произвольная). Акт вместе с результатами инструментальной проверки хранится в Журнале технического надзора, в котором делается запись о проведении технического освидетельствования. Форма журнала приведена в Правилах технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий (РД 31.35.10-86).

6.4.5.2. Допуски на укладку и эксплуатацию рельсовых путей грузовой тележки контейнерных перегружателей принимаются по данным фирменной документации. При отсутствии таких данных допуски следует принимать, руководствуясь таблицей 2.


Таблица 2. Допуски на укладку рельсовых путей грузовой тележки контейнерного перегружателя, мм

 

Виды допусков

Величина допуска

Отклонение в расстоянии между осями рельсов

±3,2

Взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте

±0,5

 

Для рельсового пути козловых кранов должны выполняться требования, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 8 августа 1995 г. № 41 «Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов» РД 10-117-95.

6.4.5.3. Техническое освидетельствование рельсовых крановых путей следует проводить в сроки, установленные графиком, составленным отделом гидротехнических и инженерных сооружений порта. График должен быть согласован с начальником отдела механизации, с начальниками грузовых районов и утвержден главным инженером. Сроки проведения технических освидетельствований устанавливают в зависимости от состояния рельсовых крановых путей и условий их эксплуатации, но не реже, чем:

- путей на шпальном основании - один раз в 6 месяцев,

- путей на жестком основании (ленточных фундаментах) - один раз в год.

В случае неудовлетворительных результатов освидетельствования должен быть выполнен ремонт путей. Работа перегрузочных машин на дефектном участке пути до проведения ремонта запрещается. По результатам технического освидетельствования в акте должно быть сделано заключение о возможности или невозможности дальнейшей эксплуатации путей.

 

6.4.6. Комплексное обследование рельсовых крановых путей

Комплексное обследование рельсовых крановых путей, относящееся как к наземной части, так и к основанию, на котором уложены пути (указания, приведенные в пунктах 5.10, 6.2.5, 6.3.4 и 6.4.5, относятся только к наземной части рельсового кранового пути), проводится по методическим указаниям, приведенным в «Методическом указании. Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин», утвержденном постановлением Госгортехнадзора России от 28 марта 1997 г. № 14. Документ служит руководством по проведению обследований крановых путей и подкрановых строительных конструкций, выполняемых при обследовании грузоподъемных машин в период эксплуатации и с истекшим сроком службы, согласно «Методическим указаниям по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы», утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 28 марта 1996 г. № 12. Документ служит руководством для владельцев грузоподъемных машин, специализированных организаций и органов надзора по проведению обследования крановых путей.

 

6.5. Обследование кранов, отработавших нормативный срок

6.5.1. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» от 28 марта 2001 г. № 241 Госгортехнадзор России разработал и утвердил постановлением от 09 июля 2002 г. № 43 «Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах».

Грузоподъемные краны, отработавшие нормативный срок службы, должны, в соответствии со статьей 9.3.1 Правил Госгортехнадзора России по кранам, подвергаться экспертному обследованию (диагностированию). Проводить обследование имеет право организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России. Основными документами, определяющими требования к содержанию обследования и к организациям, которые его проводят, являются:

а) Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения (РД 10-112-96), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 28 марта 1996 г. № 12;

б) Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 2. Краны стреловые самоходные общего назначения (РД 10-112-2-97);

в) Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 3. Башенные, стреловые несамоходные и мачтовые краны, краны-лесопогрузчики (РД 10-112-3-97);

г) Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 4. Методические указания по проведению обследования портальных кранов с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации (РД 10-112-4-98);

д) Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 5. Краны мостовые и козловые (РД 10-112-5-97);

е) Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 9. Методические указания по проведению обследования технического состояния подъемников (вышек) с истекшим сроком службы с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации (РД 10-112-97).

6.5.2. Нормативный срок службы, после которого требуется проведение первичного обследования крана с целью определения возможности его дальнейшей эксплуатации, установлен заводом-изготовителем и указан в паспорте крана. Если таких указаний в паспорте крана нет, нормативный срок службы устанавливается методическими указаниями по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. После первичного обследования периодически, через определенный срок, проводятся очередные обследования, число которых ограничено.

Обследование портального крана, отработавшего нормативный срок, заключается в сборе сведений, представляемых владельцем крана (состояние электрооборудования, нивелировка подкрановых путей, выполненные ремонты, данные по переработке груза за время эксплуатации и др.), в проведении внешнего осмотра механизмов крана в работе и в выполнении осмотра металлоконструкций на предмет обнаружения трещин, коррозионных и механических повреждений. Осмотр производится визуально. При помощи ультразвукового толщиномера проверяется фактическая толщина металла в тех местах закрытых балок, где может скапливаться вода - в первую очередь, пятка стрелы, нижняя часть других закрытых балок. Накопление воды внизу балки происходит из-за конденсации паров воды из воздуха, попадающего внутрь балки через любое малое отверстие в стенке балки.

Следует учитывать, что осмотр не гарантирует обнаружения всех имеющихся трещин в несущих металлоконструкциях. Результативность осмотра зависит от добросовестности осматривающих. Следует также учитывать трудности очистки крана от грязи и старой смазки, наличие труднодоступных элементов, осмотр которых возможен только с применением люльки и/или предохранительного пояса. Все это дает основание считать, что обследование, которое проводится один раз в два года, является необходимым, но недостаточным мероприятием. Поэтому настоятельно рекомендуется во время оперативных и периодических осмотров перегрузочных машин осматривать металлоконструкции, используя карты осмотра металлоконструкций (см. пункт 5.2.3), а также методы, которые практически применяются при обследованиях кранов специализированными организациями.

После проведения обследования специализированной организацией результаты обследования рекомендуется рассматривать с участием инженерно-технических работников, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии и ответственных по надзору за безопасной эксплуатацией кранов, а также рабочих по техническому обслуживанию и ремонту, за которыми закреплены краны, прошедшие обследование. Отсутствие у комиссии по обследованию замечаний по конкретному крану может служить поводом для поощрения соответствующих работников порта. Наличие обнаруженных комиссией дефектов, возможность увидеть которые во время оперативного или периодического осмотров не вызывает сомнения, требует обсуждения с целью выявления причин допущенного упущения.

 

7. Регистрация и разрешение на пуск в работу подъемно-транспортного оборудования

 

7.1. Регистрация

7.1.1. Подъемно-транспортное оборудование до ввода в эксплуатацию должно быть зарегистрировано владельцем. Владельцем перегрузочной машины считается предприятие, на балансе которого она находится. При передаче перегрузочной машины во временную эксплуатацию другой организации функции владельца могут быть переданы организации, принявшей машину. В случае, когда передающее и принимающее грузоподъемные краны предприятия подконтрольны разным инспекциям Госгортехнадзора России, первое предприятие должно снять кран с учета, а второе - поставить его на учет в местной инспекции Госгортехнадзора России. Указанное должно отражаться в договоре на передачу перегрузочной машины. При передаче крана в аренду стивидорной компании, находящейся на территории порта и входящей в состав порта, перерегистрация не производится, а о передаче крана письменно уведомляется территориальное управление Госгортехнадзора России.

Регистрация производится:

- в органах Госгортехнадзора России - перегрузочные машины, подлежащие регистрации согласно действующим Правилам Госгортехнадзора России;

- в отделе механизации порта - все перегрузочные машины, грузозахватные органы, а также относящиеся к перегрузочным машинам сосуды, работающие под давлением. Запись регистрации должна производиться в журнале (см. раздел 8), по форме 6 приложения 14, на основании паспортов, в которые после регистрации записывается инвентарный номер, присвоенный машине;

- в подразделении, указанном в пункте 5.8.7, - грузозахватные приспособления;

- на инвентарном (такелажном) складе и грузовых складах - средства укрупнения.

7.1.2. Регистрацию и перерегистрацию кранов и перегружателей в органах Госгортехнадзора России производят в порядке и с представлением документации, предусмотренной Правилами Госгортехнадзора России по кранам.

7.1.3. Плавучие краны и другие плавучие перегрузочные машины после получения разрешения на ввод в эксплуатацию регистрируются в инспекции портового надзора.

7.1.4. Паровые котлы и сосуды, работающие под давлением, установленные на плавучих кранах и перегружателях, подлежат регистрации одновременно с ними в инспекции Российского морского регистра судоходства в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 1 «Правил классификации и постройки морских судов», часть Х «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением».

7.1.5. Паровые котлы и сосуды, работающие под давлением, установленные на береговых перегрузочных машинах, регистрируются в органах Госгортехнадзора России в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов и Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

7.1.6. Грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и средства укрупнения после изготовления должны быть зарегистрированы в Журнале учета изготовленных грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и средств укрупнения (см. раздел 8) по форме 7 приложения 14. Регистрацию осуществляет подразделение порта или специализированное предприятие, изготавливающее перечисленное в настоящем пункте оборудование.

7.1.7. Подъемно-транспортное оборудование подлежит снятию с регистрации на основании актов о списании или передачи другому владельцу. Снятие с регистрации машин, подконтрольных Госгортехнадзору России, производит инспекция Госгортехнадзора России по письменному заявлению владельца машин.

 

7.2. Разрешение на пуск в работу перегрузочного оборудования

7.2.1. Разрешение на пуск в работу вновь вводимых в эксплуатацию перегрузочных машин производится:

- береговых кранов и перегружателей - по Правилам Госгортехнадзора России по кранам;

- по перегрузочным машинам, не подконтрольным органам Госгортехнадзора России, - инженерно-техническим работником по надзору в порту на основании документации завода-изготовителя и результатов технического освидетельствования, проведенного после регистрации машины отделом механизации.

7.2.2. Разрешение на пуск в работу перегрузочной машины записывает в паспорт машины лицо, выдавшее разрешение.

7.2.3. Разрешение на эксплуатацию грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и средств укрупнения после изготовления и ремонта выдает лицо, ответственное за их содержание в исправном состоянии, на основании документации, указанной в пунктах 5.7.3, 5.8.2 и 5.9.1, и результатов технического освидетельствования, выполненного на заводе-изготовителе (в мастерских), на предприятии, выполнившем ремонт или реконструкцию. Разрешение за подписью лица, выдавшего разрешение, заносится:

- для грузозахватных органов - в их паспорт;

- для грузозахватных приспособлений и средств укрупнения - в Журнал учета и осмотра грузозахватных приспособлений и средств укрупнения (форма 8 приложения 14).

 

8. Техническая документация

 

8.1. Для учета подъемно-транспортного оборудования и регистрации работ, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и надзором за ним, необходима следующая документация:

- паспорт для оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору России берегового крана, котла, сосуда, работающего под давлением, составляют по форме, предусмотренной действующими Правилами Госгортехнадзора России;

- паспорт для перегрузочной машины, не подконтрольной Госгортехнадзору России, по форме завода-изготовителя или по форме, указанной в приложении 12;

- паспорт грузозахватного органа, грузозахватного приспособления или средства укрупнения по форме, указанной в приложении 13;

- вахтенный журнал перегрузочной машины по форме 1 приложения 14;

- вахтенный журнал сменного механика по форме 2 приложения 14;

- вахтенный журнал сменного аккумуляторщика по форме 3 приложения 14;

- журнал группового механика (электромеханика) по форме 4 приложения 14 для всех машин, включая портальные краны, но для последних рекомендуется журнал группового механика (электромеханика) портальных кранов по форме 5 приложения 14;

- журнал регистрации перегрузочных машин порта по форме 6 приложения 14;

- журнал учета изготовленных грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и средств укрупнения по форме 7 приложения 14;

- журнал учета и осмотра грузозахватных приспособлений и средств укрупнения по форме 8 приложения 14;

- журнал формовки и контрольных циклов аккумуляторных батарей по форме 9 приложения 14;

- журнал оператора СККН по форме, указанной в приложении 17;

- журнал периодической проверки знаний докеров-механизаторов и рабочих по техническому обслуживанию и ремонту по форме 10 приложения 14, который заполняется квалификационной комиссией грузового района (порта) и хранится в порту в течение двух лет.

Техническая документация на ремонт перегрузочных машин ведется по формам, предусмотренным ПТЭ (см. раздел 11).

8.2. Паспорт перегрузочной машины является ее основным техническим документом и должен соответствовать требованиям ГОСТа 2.601-95 «ЕСКД. Эксплуатационные документы».

Наличие паспорта соответствующей формы обязательно:

- на перегрузочную машину, подконтрольную Госгортехнадзору России, по форме, предусмотренной Правилами Госгортехнадзора России по кранам;

- на перегрузочную машину, не подконтрольную Госгортехнадзору России, на грузозахватный орган, грузозахватное приспособление, средство укрупнения по форме завода изготовителя, а при изготовлении на предприятиях морского флота по форме, указанной в приложениях 12 и 13.

Паспорта перегрузочных машин и грузозахватных органов должны храниться в группе механизации грузового района. Паспорта или акты ОТК предприятий-изготовителей на грузозахватные приспособления должны храниться в помещении специализированного подразделения, указанного в пункте 5.8.7, а на средства укрупнения - на складах грузовых районов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ...

vkontakte facebook twitter

ЗАО "ЦНИИМФ"